Антон Павлович Чехов Карта сайта Написать письмо
Весь А.П. Чехов. Главная страница

 Гениальный писатель А.П.Чехов сыграл огромную роль не только в истории мировой литературы и мирового театра, кино, но и в истории изобразительного искусства.

Более ста лет художники-иллюстраторы черпают в произведениях писателя вдохновение. Чехов однажды сказал о себе: "для людей, посвятивших себя изучению жизни, я так же нужен, как для астронома звезда".

Первыми иллюстрациями чеховских произведений стали сатирические рисунки Лебедева Александра Игнатьевича( 1830? 1835?- 1898), художника, русского рисовальщика-карикатуриста, опубликованные в журнале "Осколки".

А.П.Чехов отнесся очень внимательно к этим иллюстрациям. В письме к Лейкину 21 августа 1887 года по поводу этих рисунков он выражал недовольство: "Боже, что за рисунки… Декольтированная баба в центре эрберовского рисунка до того не изящна и кухонно гнусна, что редактора и художника стоило бы посадить на гауптвахту. Не говорю уж о рисунке Лебедева, где ловит рыбу девица в декольте, в перчатках и в туфельках, это так же возможно, как ходить на охоту во фраке и с шапокляком".

Талантливым иллюстратором произведений А.П. Чехова стал его родной брат Николай Павлович Чехов (1858-1889). Николай Чехов был профессиональным художником, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он написал композиции к ранним рассказам и фельетонам Антона Павловича для журналов "Будильник" и "Зритель": "Гуляние первого мая в Сокольниках", "На Невском от трех до пяти", "Татьянин день в Москве".

В 2008 году в издательстве "Планета" был издан подробный каталог рисунков Николая Чехова. Инициатором издания уникальной книги и ее автором стал Александр Подорольский. Для составления каталога автором были исследованы сотни номеров различных изданий XIX века.

Среди многих иллюстраций к произведениям А.П. Чехова особое место занимают работы известного графика из творческого объединения "Мир искусства" Дмитрия Николаевича Кардовского (1866-1943). Он создал знаменитые иллюстрации к рассказу "Каштанка". Д.Н.Кардовский писал в своих воспоминаниях: "Каштанка" это один из чеховских рассказов, написанный с необыкновенной любовью к двуногим и четвероногим героям его и с таким же необыкновенным пониманием их, а также мастерским их изображением. Я был большим поклонником Чехова - художника, умеющего заставить свои образы жить жизнью с ноткой чего-то по-чеховски русского и даже, как в этом рассказе, чего-то понятного и близкого мне, петербургски - русского. Поэтому нет ничего удивительного, что, когда издатель |Нивы" А.Ф.Маркс предложил мне иллюстрировать |Каштанку", я взялся за это с охотой, тем более что всегда любил модели из животного царства".

В рисунках Д.Н. Кардовского талантливо показана драматическая жизнь клоуна, доброго человека, удивительного дрессировщика, превращающегося по вечерам в нечто крикливое и противоестественное. Читатель находится не только во власти рассказа, но и во власти рисунков.

Особенно удавшимися и значительными в советский период считались рисунки к повестям и рассказам А.П.Чехова Кукрыниксов к "Даме с собачкой" (1945), Д.Дубинского к "Дому с мезонином" (1954) и Б.Басова к "Палате 6" (1975-1978). Эти три прекрасных серии рисунков внесли большой вклад графическое искусство и до сих пор являются достойной данью памяти великого писателя.

Кукрыниксы (художники М.В. Куприянов, П.Н.Крылов, Н.А. Соколов) творческий коллектив художников, мастеров русской карикатуры 20 в. За иллюстрации к произведениям А.П.Чехова в 1947 г. они были удостоены Сталинской премии.

Впервые серия "чеховских" рисунков Кукрыниксов вышла в 1941 году - они относились к рассказам "Налим", "Унтер Пришибеев", "На мельнице", "Накануне поста", "Мальчики", "Спать хочется", повести "Степь".

В 1948 году Гослитиздат выпустил отдельной книгой "Даму с собачкой" с рисунками Кукрыниксов. Они выполнили для небольшого рассказа более сорока иллюстраций, стараясь следовать каждому повороту действия.

В 1954 году издательством "Изогиз" была издана книга " Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам А.П.Чехова ".

Издательство "Советский художник" в этом же году выпустило альбом " А.Чехов в иллюстрациях советских художников", куда вошли работы Д.Н.Кардовского, С.С.Бойма, А.В.Ванециана, А.Могилевского, А.А.Пластова и Кукрыниксов.

То, что через десять лет создал известный художник Давид Александрович Дубинский (1920-1960) не уступает по мастерству серии Кукрыниксов. Дубинский стремительно выдвинулся с начала 50-хгодов 20 века в первый ряд мастеров советской графики. Значительное место в его творчестве заняли серии иллюстраций к к повестям "Дом с мезонином" (1954) , "Человек в футляре" (1957), "Пестрым рассказам" (1958). Они передают общее настроение, состояния героев через их окружение.

"Дом с мезонином"- одна из бесспорных вершин короткого, но удивительного творческого пути художника. Д.А. Дубинский нашел прелестный образ Мисюсь- героини "Дома с мезонином". Серия рисунков к этому рассказу похожа на спектакль, точно следующий чеховскому тексту.

В 50-60-х гг. в изданиях А. П. Чехова появляются новые иллюстрации художников А.Д.Базилевича, И.Л.Бруни, А.А.Давыдовой, В.М.Калаушина, А.Д.Короткина, А.А.Пластова, А.Н.Самохвалова, Ю.В.Смольникова, Д.А.Дубинского, В.Т.Старова и других.

Серия рисунков к "Палате 6" талантливого художника Бениамина Матвеевича Басова (1913 2001) достойно стоит в ряду достижений книжной графики. Его рисунки передали трагические ноты чеховского рассказа.

Художница Татьяна Владимировна Шишмарёва (1905-1995) - одна из наиболее ярких и интересных представителей отряда ленинградских графиков много и плодотворно работала в книжной иллюстрации, ее рисунки к рассказам А.П.Чехова, неоднократно переиздавались.

Новым словом в книжной графике в 80-е годы 20 века стали рисунки к произведениям А.П. Чехова художника Сергея Александровича Алимова (1938 г.р.). В иллюстрациях к рассказам "Человек в футляре", "Ионыч", пьесам "Вишневый сад", "Иванов" отсутствуют гиперболы, чрезмерности. Они выполнены без графических заострений. С.А.Алимов оформил четырехтомное собрание сочинений А.П.Чехова, выпущенное издательством "Правда" в 1985 году.

В 80-90-е годы выходят чеховские издания, оформленные московским художником Сергеем Тюниным. В своих рисунках он реализует метафору, трактует ее подчеркнуто буквально. Например, если героиня- попрыгунья, значит она должна прыгать. И она перепрыгивает через бедного Дымова, не замечая своей жертвы. От ее острого беспощадного каблучка он раскололся словно стеклянный.

Все рисунки известных художников-иллюстраторов за целое столетие - это прежде всего иллюстрации к тому, как трудно иллюстрировать великого писателя А.П.Чехова.

 

В.В. Мурзинова

© 2009-2015 Минкультуры России