Top.Mail.Ru

Константин Сергеевич Станиславский

Спектакли:

  • Чайка (1898, Московский художественный театр)
  • Дядя Ваня (1899, Московский художественный театр)
  • Три сестры (1901, Московский художественный театр)
  • Вишнёвый сад (1904, Московский художественный театр)
  • Злоумышленник. Хирургия. Унтер Пришибеев (1904, Московский художественный театр)

«Дядя Ваня»

Из книги «Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского 1898-1930»

Настроение и общие замечания

Два часа дня. Денной чай. Харьковская или курская губерния: Деревья — трехвершинные пихты.
Марина немного глуха, с неи говорят немного громче.
Когда Марина работает, она надевает очки.
Генеральша никогда не разлучается с собачонкой, которую держит в объятиях, на руках.
Астров курит из длинного мундштука и сам свертывает папиросы.
М.В.Войницкая в пенсне и с лорнетом, любит кутаться, носит с собой много платочков, то наденет на руку, на одно плечо, то держит у головы. Всегда с ней две-три книги и нож для разрезания, в ридикюле карандаш и много лоскутков бумаги.
При поднятии занавеса: няня открыла крышку самовара и дует в трубу его, чтобы раздуть заглохшие уголья. в качается на качелях, подталкиваясь ногами и читая газету. Кольца качелей поскрипывают от качания доски.
Няня раздула самовар, надела крышку и налила стакан. Ставит рядом с собой, где сидел Астров, говорит.

№1 {Платок.} Отрывается от чтения, все качается, платком обмахивается — бьет комаров.
Nota bene: все бьют и мучаются от комаров, так как еловый лес.
Говорит громко, так как нянька глуха.

№2 Пауза. Оторвался на минутку от чтения и опять принялся. Пауза. Нянька вспомнила, предлагает водку.

№3 {Комары.} Пауза. Нянька села, вяжет чулок. Астров убил комара и отвлекся от чтения.

№4 Марина перестает работать, думает.

№5 Вспомнила, быстро.

№6 Соображая, неуверенно.

№7 Бьет комара, который очень уж больно укусил.

№8 Опять работает. Пауза. Астров читает, потом отрывается, говорит.

№9 Вis.

№10 Марина не расслышала, приставила руку к уху. Астров повторил фразу громче.

№11 Умильно, восхищаясь в воспоминаниях его красотой.

№12 Пауза.

(Действие первое, с. 9)

Часы бьют 12 часов ночи. На дворе темно, нашли облака. Над столом горит лампа. Из соседней комнаты падает в дверь свет. Перед Серебряковым догорает мерцая свечка, Легкий ветер через открытое окно, шелест листьев. Молнии — во все продолжение первой половины акта. Отдаленные громы (то же). Серебряков с подложенной у головы подушкой спит. Елена сидит на стуле сзади него и головой и лбом лежит на спинке его кресла. Серебряков храпит, стонет. Елена спит. 20 секунд пауза. Отдаленный гром погромче. Серебряков проснулся. Тупо осматривается, что-то мычит. Удивленно оглядывается, протирает глаза, ищет платок и утирает распустившиеся слюнки. Утирает и халат.

№1 Пауза. Серебряков оглядывается, пальцем или плечом толкает Елену и будит ее.

№2 Пауза. Проснулась, удивленно смотрит, отирает руками лицо. Зябнет, накидывает упавший платок, ежится.

№3 Пауза. Ноет и растирает ногу.

№4 Пауза. Серебряков трет ногу, Елена зевает. Зябнет, встает.

№5 Пауза. Елена встает лениво. Подымает плед, расправляет его, озирается к окну, мурашки пробежали по спине, кладет плед на свой стул, идет к окну.

№6 Капризно. Быстро останавливает, все стонет и ноет.

№7 Пауза. Елена возвращается, расправляет плед.

№8 Поправляет плед и становится на колена, закутывает ему ноги. 

№9 Пауза. Елена идет неспеша, подходит близко к часам, смотрит, говорит. 

№10 Пауза. Елена, кутаясь в платок, идет к дивану, передвигает лежащую там подушку, садится, зевает. Смотрит свои часы, слушает, — остановились; заводит, переставляет стрелку. Серебряков тихо стонет, потирая ногу; мечется головой по подушке. 

№11 Елена в полусне.

№12 Нетерпеливо и громко. 

№13 Пауза. Елена, сложив руки на груди, дремлет. Серебряков тяжело вздыхает. 

№14 Серебряков тянется с трудом к бутылке виши, за стаканом; наливает.

№15 Пьет глотками.

№16 Тяжелый вздох. Пауза. Откинулся назад, как бы изнемогая. Стакан держит в руках.

№17 Пауза. Опять пьет глотками.

(Действие второе, с. 35)

№215 Телегин терпел-терпел и разрыдался, закрыл лицо платком, ринулся к столу с водой, выпил залпом. Это был сигнал для всех женщин, почти все разрыдались полуистерически.

№216 Выпив воду, Телегин, как сумасшедший, ринулся вон из комнаты в сад, за колонны и там на окне рыдает (слышен его голос).

№217 Серебряков заорал, как на извозчика, потеряв терпение.

№218 При словах «бери» Серебряков с остервенением бросил на пол свою папку и потом сел около печи; нервные жесты.

№219 Крик Серебрякова подействовал на дам. Лица их выражают ужас, словно дом рушится. Елена рванулась к дивану. Во все горло крича — «А-а-а!», протискиваясь между диваном и столом.

№220 Народная сцена. Все загалдели. Собака лает. Соня бросилась остановить Елену, та чуть не в истерике валяется на диване. Соня приносит ей воды, хлопочет около нее. Мария Васильевна, стоя за креслом, как за баррикадой, машет руками в сторону Войницкого и кричит ему: «Слушайся Александра!». Марина машет на них, как на петухов, чулком, что-то приговаривает. За колоннами Телегин мечется, как во время пожара, что-то кричит оттуда. Войницкий рыдает, уткнувшись в руки и оперевшись о печь. Вой, плач, крик. Серебряков сидит, как истукан, нервные жесты. Пауза, все постепенно смолкает, рыдания стихают.

(Действие третье, с. 97)

№80 Астров пристально смотрит на Елену, держа ее руку.

№81 Вздох.

№82 Астров отворачивает перчатку и целует руку.

№83 Елена молча кивает головой.

№84 Астров осторожно притягивает ее к себе.

№85 Молча и отрицательно качает головой.

№86 Пауза. Елена решительно и смело смотрела ему в лицо, теперь потрясла руку и пошла. Астров остался задумчив, грустен, опустив руки. Елена пошла, вернулась и у стула остановилась, ковыряя спинку его.

№87 Астров махнул рукой, нетерпеливо отвернулся, потом как бы решившись, очень нервно, быстро, с жаром, как бы хватаясь за соломинку.

№88 Астров подошел к креслу, одной коленкой встал на него и схватил руку Елены. Елена задумчиво ковыряет стул, и на лице ее мечтательность, она бы не прочь.

№89 Осторожно выдергивая руку, с досадой и некоторой борьбой (от нерешительности, трусости). Астров выпустил руку. Елена повернулась к нему спиной, говорит далее с некоторой застенчивостью.

№90 Елена говорит с застенчивостью, поправляя и застегивая перчатку.

№91 Пауза. Он и она задумались. Она возится с перчаткой, он ковыряет стул. Елена встрепенулась и нарушает молчание.

№92 Протягивает [руку]. Астров грустно встает и пожимает руку, не целуя ее. Продолжительная пауза. Елена еще раз тряхнула руку, сказала и

№93 пошла к двери, взялась за ручку, чтобы отворить ее, но Астров быстро подошел и дотронулся до ее руки, чтобы еще раз задержать ее.

№94 Елена — держась за дверную ручку; Астров у двери, облокотившись о притолоку и жадно смотря на Елену. Астров теребит усы.

№95 Астров осторожно берет ее руку в то время, как Елена смотрит в пол, держась левой рукой за ручку двери, стоит к нему спиной.

№96 Озирается, а Елена подсматривает в щелку, не идет ли кто.

№97 Елена утвердительно кивает головой.
Елена стоит спиной.
Астров берет ее за правую руку, левой поворачивает ей лицо и запрокидывает голову, целует продолжительно в губы, потом к концу поцелуя страстно обнимает ее за талию, не выпуская ее правой руки. Елена старается вырваться от него, а то бы он не кончил целовать ее.

№98 Астров очень взволнован.

№99 Астров тряхнул еще раз невыпущенную им руку Елены и быстро пошел, взволнованный, к своему столу, утираясь платком. Елена было отворила дверь, но задумалась, смотрит на уходящего, думает, смотрит в щелку — потом быстро, решительно, порывисто бежит за Астровым.

№100 Страстно (раз в жизни у Елены был такой поцелуй) обнимает Астрова, прижимается к нему, как русалка. Астров теряет голову; вырывается из ее объятий, боясь потерять самообладание.

№101 Астров идет к окну, успокаивается, утирается. Елена у. шкафа в изнеможенной позе. Длинная пауза.

(Действие четвертое, с. 117-119)

№171 {Звон сторожа до конца. Гитара. Храп Марины. Дождь.} Войницкий разрыдался, упал лицом на стол. Звон сторожа. Дождь об стекла (довольно сильный, но без ветра). Соня присела, гладит Войницкого по голове, прильнула к нему головой.

№172 Молитвенная поза Сони (глаза кверху).

№173 Едва шепчет какую-то молитву. Войницкий плачет. Звон колокола, дождь об стекла. Теперь какая-то торжественно-грустная тема у Телегина. Храп Марины, перелистывание листов и чтение, монотонное, Марии Васильевны, шептание молитвы Сони, всхлипывания Войницкого. Сверчок.
Тихое, медленное задвигание занавеса.

Кончил 27 мая 1899. К. Алексеев

Да и сама по себе жизнь глупа, скучна (чеховская фраза — выделить).

(Действие четвертое, с. 133)

«Три сестры»

Из книги «Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского. Том третий»

При поднятии занавеса сестры одни на сцене — Ольга в фонаре спешно (чтоб скорее освободиться) поправляет ученические тетради. Ирина устраивает только что раскрытый после зимы крытый, стеклянный балкон (фонарь). Уставляет растения, привешивает клетки с птицами, меняет им корм и воду — сует им в клетку только что сорванные почки с верхушек деревьев. На столе лежит нитка и иголка, галстук Андрея, который она чинила по его просьбе. Маша, держа шляпу в руке, читает книжку, полулежа на тахте. Книжка лежит на турецком столике. Она режет страницы шпилькой от шляпы.
В тон весеннего настроения, за кулисами скрипка (не важно) играет какую-то звучную сонату, иногда врет и повторяет (учит) несколько раз. Это Андрей. Занавес — некоторое время пауза — Оля вздохнула, бросила поправлять тетради, потянулась и для отдыха подошла к окну,. поцеловала (как мать, любуясь) Ирину и облокотилась о косяк около фонаря, смотря в пространство.
Ирина шьет галстук.

№1 У окна.

№ 2 Часы бьют 12. Едва они пробили 12, как в столовой зашипела кукушка. Когда и она прогнусавила полдень — вдали (в одной из соседних комнат) торопясь, как бы опоздав, зачастили тоненьким голоском какие-то маленькие часы.

№ 3 Пауза. Обе задумались. Скрипка прекращается.

№ 4 Обрывать задумчивость. Пошла к двери Андрея. Он протянул руку и взял галстук, поцеловал руку Ирины, она просунулась, поцеловала его, подошла напевая к Маше, посмотрела, что она читает, поцеловала и, подпевая, бодро идет в фонарь. Ольга продолжает, когда она вернулась.

№ 5 Маша насвистывает. Звуки шагов и разговора (тихого) Тузенбаха, Чебутыкина и Соленого. Они выходят справа (от публики) и ходят в столовой вокруг стола.

№ 6 Пауза. Она принимается за прежнюю работу. Ирина тоже.

№ 7 Пауза. Прежняя игра: Маша свистит, разговор Чебутыкина, Тузенбаха и Соленого. Анфиса приносит посуду, шумит в столовой.

(Действие первое, с. 91)

№ 78 В дверях, пока Вершинин снимает шинель, Маша снимает шляпу и кладет на рояль, поправляет волосы.
Свет — 2 свечи в столовой.
Во время дальнейшей сцены изредка легкое шевеление Анфисы и сухой старческий кашель ее. Иногда глубокие вздохи.

№ 79 Заспанная горничная, возвратясь из передней в столовую, встала на стул и вынула лампу — унесла заправлять ее.

№ 80 Маша прошла и села на диван.

№ 81 Заглядывая в столовую.

№ 82 Пауза. Вершинин греется у печи. Маша зажгла спичку, потушила ее и уселась поглубже на диван, сложив руки на талии, (может быть) кутаясь в платок. Вдали укачивание ребенка. Покашливание и вздох Анфисы.
С выхода Маши и Вершинина — метель и вой в печи (до выхода Тузенбаха).

№ 83 Маша сидит (как теперь, так и в дальнейших сценах), откинувшись на диван, запрокинув голову, с закрытыми глазами. Советую Ольге Леонардовне закрыть глаза — и сейчас же появится настоящий тон.
Во время этой сцены в комнате Андрея перелистывание лекций, покашливание.
На репетициях проделывать все шумы.

№ 84 Пауза. Под диваном скребет мышь. Маша стучит по дивану рукой и шикает, чтобы прогнать ее.
(Как сделать этот шум мыши? Взять пачку зубочисток из гусиных перьев и проводить по ним.)
Вершинин отошел от печи, пошуршал ногой и сел около Маши на стул.

№ 85 Мышь — та же игра, ее прогоняют.

№ 86 Скрипка. Свет в столовой.

№ 87 Мышь — та же игра. Андрей резко отодвигает стул. Вздыхает, ходит и начинает ужасно жалобную мелодию на скрипке. Вершинин пересел во время паузы ближе к Маше.
Горничная принесла зажженную лампу в столовую и ушла.
В столовой светло.

№ 88 Шум печи.

№ 89 Шум печи.

№ 90 Пауза. Сильный шум в печи. Скрипка прекращается.

(Действие второе, с. 145-147)

№ 28 Наташа вощла быстро, хозяйничает на столе Оли. Берет там чернила, перо, ищет бумагу. К концу монолога хочет уйти, но реплика о пожаре напомнила о нем Наташе, она хочет посмотреть, в каком положении зарево, и, оставив на столе (круглом) чернильницу, перо, бумагу и ключи, идет к окну.

№ 29 Наташа хочет идти обратно, забрав вещи, за которыми пришла.

№ 30 Не обращая внимания на Наташу, говорит няне, прикладывая ей мокрый платок.

№ 31 Эти слова Ольга говорит няне, встав перед нею на колени (Анфиса сидит). Старуха ослабела и положила локти на колени, руками поддерживая голову.

№ 32 Наташа положила вещи на стол, подошла к окну, отдернула занавеску, смотрит. Красный свет пожара освещает ее. Задергивает, отходит — увидала себя в зеркале. Все торопливо, без паузы.
Запомнить горничной, Наташе и другим, кому придется отдергивать занавеску, задергивать ее плотнее, чтобы красный свет пожара не надоедал и не приедался.

№ 33 Случайно увидала себя в зеркале, остановилась, стала в профиль и разглаживает складки платья спереди (скажу по‚ секрету: она в интересном положении).

№ 34 Смотрясь и повертываясь перед зеркалом, увидала Мащу. Идет к ней, погладила рукой. Маша выглянула из-под пледа и сердито.опять спрятала в него голову.

(Действие третье, с. 199)

№ 283 Когда позволит говорить музыка.

№ 284 Замерев у столба.

№ 285 Встрепенулась, громко. Оля тоже встрепенулась идет прощаться с Ириной.

№ 286 Опять положила подбородок на решетку, смотрит в сторону войска.

№ 287 Уходит торопливо в дом.

№ 288 Поцеловав Ирину, идет в дом.

№ 289 Ирина поцеловала Олю, положила лоб на стол. Так и лежит.

№ 290 Нагоняет ее.

№ 291 Он взволнован.

№292 Встревожена.

№ 293 Хочет идти, Оля его удерживает
Оля, держа за руку Чебутыкина, — идут к Ирине.

№ 294 В то время как проходят мимо нее.

№ 295 Эти слова обращены к Маше по пути.

№ 296 Подойдя с Чебутыкиным к Ирине, приподымая голову Ирины. Ирина сразу испугалась и все поняла, вскочила.

№ 297 Решительно, так как Оля мямлит.

№ 298 Плачет.

№ 299 Оля подводит Ирину к Маше. Ирина плачет на груди Маши. Оля пошла за водой.

№ 300 Махнул рукой, пошел на балкон.

№ 301 На балконе.

№ 302 Пролет птиц.

№ 303 Чебутыкин подал стакан воды с балкона. Оля несет к Ирине, подает. Ирина успокаивается. Ольга обнимает обеих.

№ 304 Группа сестер: при подходе Оли (которая остается в середине, между обеими сестрами).
Маша смотрит, опершись о столб, в сторону уходящих, держит руку Оли, перекинутую через ее плечо. Ирина плачет на груди Оли, которая ее ласкает.
Насколько возможно, говорить бодрее.

№305 Застыли. Ирина и Оля с глазами, полными слез, обращенными наверх. Маша смирилась и нежно сама прижалась к Оле.

(Действие четвертое, финал, с. 287)

 

 

Из записных книжек К.С. Станиславского (1888−1911)

[Режиссерские заметки к «Трем сестрам» А.П. Чехова]

 

Настроения.

«Три сестры».

 

1-й акт.

Декорации:

Фонарь, закрытый от публики стеклянной стеной, с открывающимся окном на публику (весна, первый акт) и с замерзшими окнами и заколоченной на зиму дверью,                  с наваленной друг на друга мебелью (второй акт).

Верхушки деревьев видны через фонарь. Зеленые почки деревьев.

Передняя холодная (стеклянная пристройка). Видно, как из низа входят гости, раздеваются.

Столовая с низким потолком (пристройка) и с окном.

 

2-й акт.

Полоса света в комнате Андрея.

Звуки пилы (выпиливания), скрипки; шаги; чтение вполголоса; покашливание, сдерживаемое рыдание, вздыхание, сморкание, передвигание стула.

Дверь к Андрею отворена, по этой полосе света — тень проходящего Андрея.

Храпение и сонные звуки в передней (Ферапонт). Покашливание, вздохи (истомился, ожидая).

Стук маятника.

Бой часов в ночной темноте.

Вой в трубе.

Снежная метель [бьющаяся] о стекла.

Стук дверей вдали.

В передней горит лампа.

Анфиса проносит квас к Андрею.

Анфиса собирает пеленки на диване.

Анфиса собирает игрушки и ковер, на котором валялся ребенок.

Анфиса оставляет на столе свечу, которую потом тушит Наташа.

Наташа увозит детскую колясочку из гостиной.

Андрей во время монолога забавляется хлопающим паяцем и детской шарманкой.

Наташа завертывает на ночь углы ковра.

Наташа расставляет мебель по стенам.

Открывает отдушник.

Закрывает окно.

Огонь в печи в гостиной.

Огонь в печи в передней.

Наташа вываливает из пепельниц окурки.

Наташа тушин лампу и свечу в столовой.

Наташа щупает жар у Андрея.

Наташа смотрит, заперты ли окна.

Наташа пальцем проверяет, есть ли пыль.

Полоса света в столовой из коридора (освещенного).

Пол трещит.

Вдали тройка.

Вдали звонок и звук конки.

Пьяные голоса и пение на улице.

Качание ребенка.

Гармоника и пьяные голоса на улице.

Нянька выносит в столовую вешалку с пеленками.

Мышь скребет (в суфлерской будке).

Звонки (густые) в передней, хлопанье двери среди ночной тишины.

Нянька (новая прислуга у Прозоровых) шепотом бранит Анфису (старая, заслуженная прислуга).

Анфиса кипятит для ребенка на конфорке молоко.

Анфиса уронила и разбила что-то.

Андрей уходит подписывать рассыльную книгу. Ферапонт зевает в темноте.

В минуты отчаянной тоски — скрипка [ведет] ужасно жалобную мелодию.

Звон сторожа в церкви.

Стук отворяющейся калитки.

Звук гитары и цыганская песнь вполголоса (Роде).

Разговор Наташи и Андрея за дверью, в комнате Андрея.

Зевание и вздохи Анфисы.

Уносят и заправляют лампу.

Шипение самовара.

Шлепание туфлями.

При шуме в печи для выражения вьюги вращение «винтергальтеровской вентиляции».

Хрустящие шаги по снегу наружи.

 

3-й акт.

Набат в разных местах и разные колокола.

Зарево через щель занавеси.

Ругань за кулисами (Наташа).

Бой часов (вдали густой звук и кукушка, на сцене тонкий звук).

Умываются часто.

Компресс на голову.

Часто капают и принимают капли.

Прическа трепаная, ее поправляют.

За перегородкой полощат щетку зубную (как Маруся*).

Достают вещи из сундуков, с трудом отодвигая их.

Проезд пожарных, крики их.

Приносят ночную еду.

Все вздыхают.

Ноги лениво ходят, утомленно присаживаются.

Наташа гремит ключами.

Наливают воду в умывальник.

Кто-то что-то роняет, все вздрагивают.

Сидя дремать, подложив думку или сложенный плед.

Надевают ночную кофту и чешут волосы.

Разуваются, надевают туфли.

 

4-й акт.**

Чебутыкин играет с ребенком, которого Андрей катает в коляске.

Выносят сундуки на подводу (приданое Ирины).

Дворник метет двор.

Куры в саду.

Дворня сбегается провожать полк, кое-кто влезает на ворота.

Трезвон в соседней церкви.

Скрипка и арфа вдали, потом ближе и ближе.

Проход кухарки со свертками.

Проход почтальона.

Проход торговца с лотком.

Фабричный гудок.

Собака в собачнике.

Мужик подстригает деревья.

Коляска, ребенок пищит.

Листопад.

Кутаются, поднимают воротники пальто. Холодно.

Бой часов вдали, в доме.

Зап. Кн. №1400, л. 1−6.

* М.П. Лилина

** В дальнейшей работе над финальным актом Станиславский резко сократил число вводных персонажей и изменил звуковую партитуру: отказался от трезвона в церкви, от фабричного гудка, от прохода лоточника, кухарки, почтальона, от дворни, лезущей на ворота, от мужика, подстригающего деревья, от кур в саду и собаки в конуре. Более того, он сам просил автора отказаться от сцены, когда приносят убитого на дуэли Тузенбаха, избегая неизбежной в такой сцене «массовки» и стремясь строить финал на поэтическом звучании монологов сестер.

Станиславский К.С. Из записных книжек: [В 2-х т.] / Сост. и авт. предисл. В.Н. Прокофьев; ред. и авт. коммент. И.Н. Соловьева. — М.: Всерос. театр. о-во, т. 1. 1986. С. 149−153.