[Режиссерские заметки к «Трем сестрам» А.П. Чехова]
Настроения.
«Три сестры».
1-й акт.
Декорации:
Фонарь, закрытый от публики стеклянной стеной, с открывающимся окном на публику (весна, первый акт) и с замерзшими окнами и заколоченной на зиму дверью, с наваленной друг на друга мебелью (второй акт).
Верхушки деревьев видны через фонарь. Зеленые почки деревьев.
Передняя холодная (стеклянная пристройка). Видно, как из низа входят гости, раздеваются.
Столовая с низким потолком (пристройка) и с окном.
2-й акт.
Полоса света в комнате Андрея.
Звуки пилы (выпиливания), скрипки; шаги; чтение вполголоса; покашливание, сдерживаемое рыдание, вздыхание, сморкание, передвигание стула.
Дверь к Андрею отворена, по этой полосе света — тень проходящего Андрея.
Храпение и сонные звуки в передней (Ферапонт). Покашливание, вздохи (истомился, ожидая).
Стук маятника.
Бой часов в ночной темноте.
Вой в трубе.
Снежная метель [бьющаяся] о стекла.
Стук дверей вдали.
В передней горит лампа.
Анфиса проносит квас к Андрею.
Анфиса собирает пеленки на диване.
Анфиса собирает игрушки и ковер, на котором валялся ребенок.
Анфиса оставляет на столе свечу, которую потом тушит Наташа.
Наташа увозит детскую колясочку из гостиной.
Андрей во время монолога забавляется хлопающим паяцем и детской шарманкой.
Наташа завертывает на ночь углы ковра.
Наташа расставляет мебель по стенам.
Открывает отдушник.
Закрывает окно.
Огонь в печи в гостиной.
Огонь в печи в передней.
Наташа вываливает из пепельниц окурки.
Наташа тушин лампу и свечу в столовой.
Наташа щупает жар у Андрея.
Наташа смотрит, заперты ли окна.
Наташа пальцем проверяет, есть ли пыль.
Полоса света в столовой из коридора (освещенного).
Пол трещит.
Вдали тройка.
Вдали звонок и звук конки.
Пьяные голоса и пение на улице.
Качание ребенка.
Гармоника и пьяные голоса на улице.
Нянька выносит в столовую вешалку с пеленками.
Мышь скребет (в суфлерской будке).
Звонки (густые) в передней, хлопанье двери среди ночной тишины.
Нянька (новая прислуга у Прозоровых) шепотом бранит Анфису (старая, заслуженная прислуга).
Анфиса кипятит для ребенка на конфорке молоко.
Анфиса уронила и разбила что-то.
Андрей уходит подписывать рассыльную книгу. Ферапонт зевает в темноте.
В минуты отчаянной тоски — скрипка [ведет] ужасно жалобную мелодию.
Звон сторожа в церкви.
Стук отворяющейся калитки.
Звук гитары и цыганская песнь вполголоса (Роде).
Разговор Наташи и Андрея за дверью, в комнате Андрея.
Зевание и вздохи Анфисы.
Уносят и заправляют лампу.
Шипение самовара.
Шлепание туфлями.
При шуме в печи для выражения вьюги вращение «винтергальтеровской вентиляции».
Хрустящие шаги по снегу наружи.
3-й акт.
Набат в разных местах и разные колокола.
Зарево через щель занавеси.
Ругань за кулисами (Наташа).
Бой часов (вдали густой звук и кукушка, на сцене тонкий звук).
Умываются часто.
Компресс на голову.
Часто капают и принимают капли.
Прическа трепаная, ее поправляют.
За перегородкой полощат щетку зубную (как Маруся*).
Достают вещи из сундуков, с трудом отодвигая их.
Проезд пожарных, крики их.
Приносят ночную еду.
Все вздыхают.
Ноги лениво ходят, утомленно присаживаются.
Наташа гремит ключами.
Наливают воду в умывальник.
Кто-то что-то роняет, все вздрагивают.
Сидя дремать, подложив думку или сложенный плед.
Надевают ночную кофту и чешут волосы.
Разуваются, надевают туфли.
4-й акт.**
Чебутыкин играет с ребенком, которого Андрей катает в коляске.
Выносят сундуки на подводу (приданое Ирины).
Дворник метет двор.
Куры в саду.
Дворня сбегается провожать полк, кое-кто влезает на ворота.
Трезвон в соседней церкви.
Скрипка и арфа вдали, потом ближе и ближе.
Проход кухарки со свертками.
Проход почтальона.
Проход торговца с лотком.
Фабричный гудок.
Собака в собачнике.
Мужик подстригает деревья.
Коляска, ребенок пищит.
Листопад.
Кутаются, поднимают воротники пальто. Холодно.
Бой часов вдали, в доме.
Зап. Кн. №1400, л. 1−6.
* М.П. Лилина
** В дальнейшей работе над финальным актом Станиславский резко сократил число вводных персонажей и изменил звуковую партитуру: отказался от трезвона в церкви, от фабричного гудка, от прохода лоточника, кухарки, почтальона, от дворни, лезущей на ворота, от мужика, подстригающего деревья, от кур в саду и собаки в конуре. Более того, он сам просил автора отказаться от сцены, когда приносят убитого на дуэли Тузенбаха, избегая неизбежной в такой сцене «массовки» и стремясь строить финал на поэтическом звучании монологов сестер.