Top.Mail.Ru

1860−1891

Хроника жизни и творчества А.П. Чехова (1860−1891)

1860

17 января       Родился в Таганроге в семье купца 3-й гильдии Павла Егоровича Чехова (1825−1898) и Евгении Яковлевны Чеховой (урожд. Морозовой, 1835−1919).

1867

Вместе с братом Николаем отдан в приготовительный класс греческой приходской школы.

1867−1875

Антон Чехов с братьями поет в церковном хоре, организованном его отцом.

1868

Учится в приготовительном классе Таганрогской мужской гимназии.

1869

Семья Чеховых переезжает в двухэтажный дом Моисеева на окраине города. В нижнем этаже помещалась лавка П.Е. Чехова, кухня и столовая, на втором этаже жили Чеховы, а также две комнаты были заняты жильцами: Г.П. Селивановым и гимназистом 8-го класса И.Я. Павловским.

С осени учится в первом классе таганрогской мужской гимназии.

1869−1875

Антон проводит много времени в лавке отца, помогает, а во время его отсутствия выполняет «за прилавком роль мальчика-лавочника».

1872

Май−июнь. Оставлен на второй год в 3-м классе из-за арифметики и географии.

1873

Осень. Впервые посещает театр, смотрит оперетту «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха. Становится завсегдатаем таганрогского театра.

С ноября. Обучается портняжному ремеслу в ремесленном классе при Таганрогском уездном училище.

1873−1874

Самый ранний литературный замысел Чехова — переложение в трагедию «Тараса Бульбы». Точно неизвестно был ли он осуществлен.

1874

Семья Чеховых переезжает в собственный дом на Конторской улице, который был построен П.Е. Чеховым на земле, подаренной ему отцом.

Принимает участие в рукописном журнале, который издается под редакцией ученика старшего класса Грохольского. Пишет для журнала едкое четверостишие на инспектора гимназии Дьяконова.

1874−1875

Вместе с братьями устраивает домашние спектакли. Ставят «Ревизора» Н.В. Гоголя, в котором Антон исполняет роль городничего.

1874−1879

Часто бывает в таганрогском театре. Смотрит пьесы: «Гамлет» У. Шекспира, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Без вины виноватые» А.Н. Островского, «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского и др.

1875

Начало года. Материальное положение семьи Чеховых резко подорвано постройкой дома и убыточной торговлей.

П.Е. Чехов перестает оплачивать купеческую гильдию и снова переходит в мещанское сословие.

Май − июнь. Чехов не сдал письменного экзамена по греческому языку.

Первая половина августа. Чехов не сдал переэкзаменовки по греческому языку и остается на второй год.

Август. Начинает выпускать юмористический журнал «Заика», для которого пишет короткие юмористические сценки из таганрогской жизни. Рукописные номера «Заики» обходят всех знакомых и затем Чехов отсылает их в Москву братьям Александру и Николаю, которые уехали учиться.

Лето. По дороге в имение к И.П. Селиванову Чехов заболевает тяжелым перитонитом. Ночует на постоялом дворе. На утро его привозят домой.

1875−1876

Во время каникул в семье гимназического товарища Чехова А. Дросси организуются любительские спектакли с благотворительной целью, в которых Чехов играет комических старух. Также ставились сценки из таганрогской жизни, сочиненные самим Антоном.

1876

8 марта. Чехов на концерте скрипача Л.С. Ауэра в доме Алфераки.

Середина апреля. П.Е. Чехов признает себя несостоятельным должником, не имея средств для оплаты долга в 500 рублей, взятого в Обществе взаимного кредита в 1874 году. Долг выплачивает поручитель по векселю Костенко и предъявляет П.Е.  Чехову встречный иск в коммерческом суде.

23 апреля. П.Е. Чехов тайно выезжает в Москву к сыновьям Александру и Николаю.

13 мая. По поручению матери Чехов ведет переговоры с ростовщиком Точиловским о покупке их дома.

До 23 июля. Жилец Чеховых Г.П. Селиванов, служащий в коммерческом суде, где разбирается дело о векселе, обещает помочь, но устраивает так, что за 500 рублей дом П.Е. Чехова отходит ему. Поручитель П.Е. Чехова — Костенко, по постановлению суда, получает движимое имущество Чеховых в оплату процентов по векселю.

23 июля. Е.Я. Чехова с детьми, Марией и Михаилом, уезжает в Москву. В Таганроге остаются Иван и Антон.

После 23 июля. Антон Чехов остается жить с Г.П. Селивановым. За угол и стол он занимается с его племянником Петей Кравцовым, которого готовит в юнкерское училище. Антон продает некоторое семейное имущество, пересылая деньги родителям в Москву. Иван Чехов селится у тетки В.И. Морозовой.

1876−1879

Живет один, зарабатывает деньги уроками.

1877

20 марта – 2 апреля. Впервые посещает Москву на пасхальных каникулах. Встреча с семьей. Близкое знакомство с двоюродным братом М.М. Чеховым. Посещает московские театры.

Июнь. Уезжает окончательно из Таганрога в Москву Иван Чехов. Антон остается в Таганроге один.

Лето. Очерк Чехова «Из семинарской жизни» выходит в журнале «Досуг», издаваемом учениками таганрогской гимназии (под ред. С.П. Борисенко).

Живет в усадьбе И.П. Селиванова. Разъезжает вместе с ним по степи по его делам. Гостит у своего ученика Пети Кравцова, на хуторе его отца.

Конец ноября. Антон посылает Ал.П. Чехову свои юмористические «мелочишки», часть из которых последний отправляет в сатирический журнал «Будильник».

1877−1878

Пишет драму «Безотцовщина», пьесу «Нашла коса на камень» и водевиль «Недаром курица пела».

1878

Лето. Чехов гостит у своего ученика Пети Кравцова на хуторе его отца.

До 14 октября. Ал.П. Чехов читает товарищам, и в том числе драматургу В.С. Соловьеву, присланную Антоном Чеховым пьесу «Нашла коса на камень». В письме Чехову от 14 октября сообщает общее мнение: «Слог прекрасен, уменье существует, но наблюдательности мало и житейского опыта нет. Со временем, qui sait?, может выйти дельный писатель».

1879

15−19 мая. Выпускные экзамены в гимназии: сочинение – 4, Закон Божий – 5, история (устно) – 4, латинский язык (письменно) – 3, латинский язык (устно) – 4.

2−11 июня. Выпускные экзамены в гимназии: греческий язык (письменно) – 4, греческий язык (устно) – 4, математика (письменно) – 3, математика (устно) – 3.

15 июня. Получает аттестат зрелости со следующими оценками: Закон Божий – 5, русский язык и словесность – 4, логика – 4, латинский язык – 3, греческий язык – 3, математика – 3, физика и математическая география – 3, история – 4, география – 5, немецкий язык – 5.

После 15 июня июль. Хлопочет о предоставлении ему стипендии по 25 рублей в месяц, которую учредило Таганрогское городское управление для одного из своих уроженцев, отправляющихся продолжать высшее образование.

Гостит у своего товарища Василия Зембулатова в имении Котломино, близ ст. Федоровки, в тридцати пяти верстах от Таганрога.

6 августа. Получив стипендию, Чехов уезжает из Таганрога в Москву поступать в Московский университет на медицинский факультет. С ним едут его гимназические товарищи Д.Т. Савельев и В.И. Зембулатов.

8 августа. Приезд в Москву. Савельев и Зембулатов поселяются пансионерами у Чеховых в подвальном этаже дома церкви св. Николая на Грачевке.

10 августа. Дата прошения Чехова на имя ректора Московского университета о зачислении его в число студентов 1-го курса медицинского факультета.

У Чеховых селится пансионером приехавший из Вятки студент-медик Н.И. Коробов.

С сентября. На 1-м курсе медицинского факультета Московского университета.

20 сентября. Семья Чеховых (с пансионерами) переезжает в дом Савицкого на Грачевке, во второй этаж.

Осень. Уничтожил свою драму «Безотцовщина», хранившуюся у брата Михаила.

24 декабря. Посылает в петербургский еженедельный юмористический журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к ученому соседу д-ру Фридриху». Этот день Чехов считал началом своей литературной деятельности.

1880

9 марта. В петербургском журнале «Стрекоза» (№ 10) публикуются пародии «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху» (подпись: …в) и «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.» (подпись: Антоша).

Май – июль. В журнале «Стрекоза» публикуются рассказы Чехова, в том числе «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь (Роман в одной части без пролога и эпилога)» (подпись: Чехонте), «Папаша» (подпись: Ан. Ч.), «Мой юбилей» (подпись: Прозаический поэт) и др.

Июль. Уезжает в Таганрог за стипендией, потом в имение Котломино (в тридцати пяти верстах от Таганрога) к товарищу Вас.И. Зембулатову. Чехов и Зембулатов занимаются опытами и исследованиями — вскрывают лягушек и крыс.

Занимается с братом товарища, гимназистом Виссарионом Зембулатовым, математикой и латынью.

17 августа. В журнале «Стрекоза» (№ 33) выходит рассказ Чехова «За яблочками» (подпись: Чехонте).

С сентября. На 2-м курсе медицинского факультета Московского университета. Слушает лекции проф. А.Д. Булыгинского (органическая химия), проф. Д.Н. Зернова (анатомия здорового человека — с упражнениями на трупах), проф. А.И. Бабухина (эмбриология, гистология и сравнительная анатомия), проф. А.Б. Шереметевского (физиология), проф. А.Б. Фохта (общая патология), доцента А.А. Тихомирова (фармакогнозия и фармация).

12 октября. В журнале «Стрекоза» (№ 41) рассказ Чехова «Перед свадьбой (посвящаю милой сердцу)» (подпись: Антоша Чехонте).

До 30 ноября. Переезд семьи Чеховых на новую квартиру — в дом Елецкого (Головин переулок, Сретенка).

7 декабря. В журнале «Стрекоза» (№ 49) рассказ Чехова «По-американски» (подпись: Антоша Ч.).

1880−1883

Увлечен идеями Ч. Дарвина и Г. Спенсера.

Посещает лекции историка В.О. Ключевского.

Вместе с В.А. Гиляровским участвует в создании Русского гимнастического общества.

Посещает гастроли Сары Бернар и Пабло Сарасате.

Через брата Николая знакомится со студентами-художниками И.И. Левитаном, Ф.О. Шехтелем, К.А. Коровиным и М.В. Нестеровым.

1881

После 19 июня. В московском еженедельном юмористическом журнале «Будильник» (№ 26) рассказ Чехова «Двадцать девятое июня (Шутка). (С удовольствием посвящается гг. охотникам, плохо стреляющим и не умеющим стрелять)» (подпись: Антоша Чехонте).

Лето. Антон и Николай Чеховы были шаферами на свадьбе у родственника И.И. Лободы в Таганроге. Эта поездка послужила сюжетом для юморески «Свадебный сезон» (рисунки — Н.П. Чехова).

С сентября. На 3-м курсе медицинского факультета Московского университета. Слушает лекции проф. А.Д. Булыгинского (патологическая химия), проф. А.Б. Фохта (общая патология), проф. М.П. Черинова (общая терапия и врачебная диагностика), доц. Д.И. Найденова (систематическое и клиническое изложение учения о накожных болезнях), проф. Н.В. Воронцовского (хирургия) и др.

Сентябрь – октябрь. В журнале «Зритель» публикуются рассказы и фельетоны Чехова.

Конец ноября – начало декабря. Чехов в Большом театре на спектаклях Сары Бернар «Дама с камелиями» А. Дюма-сына и «Андриенна Лекуврер» Э. Скриба и Э. Легуве. В журнале «Зритель» № 21–22 фельетон Чехова «Сара Бернар» (подпись: Антоша Ч.), № 23–24 — фельетон «Опять о Саре Бернар» (подпись: Антоша Ч.) и юмористические мелочи Чехова «И то, и се (Письма и телеграммы Антоши Ч.)».

Первая половина декабря. В «Альманахе „Будильника“ на 1882 год» рассказ «Жены артистов (Перевод… с португальского)» (подпись: Антоша Чехонте).

1881. В редакции журнала «Будильник» знакомится с писателем В.А. Гиляровским.

1882

14 января. Смотрит «Гамлета» У. Шекспира в Пушкинском театре.

Около 19 января. Получает циркулярное извещение Комитета по переписи населения г. Москвы о том, что зачислен счетчиком.

Первая половина июля. Посещает вновь открытый в саду «Эрмитаж» Фантастический театр М.В. Лентовского.

Июль – август. Посещает Всероссийскую художественно-промышленную выставку в Москве. Вместе с братом Н.П. Чеховым слушает пианиста П.А. Шостаковского в музыкальном отделе.

Лето. Во время поездок в Воскресенск принимает участие в приеме больных врачами Чикинской земской больницы.

Работает над сборником «Шалость», 12 рассказов с рисунками Н.П. Чехова. (Не был опубликован.)

С сентября. На 4-м курсе медицинского факультета Московского университета.

Работа в клинике детских болезней.

Октябрь. Поэт Л.И. Пальмин пишет Чехову, что рекомендовал его Н.А. Лейкину, редактору и издателю юмористического журнала «Осколки».

12 ноября. Смотрит оперу «Фауст» Ш. Гуно в Большом театре.

31 декабря. Встречает Новый год у Н.Л. Пушкарева, издателя журналов «Мирской толк», «Свет и тени» и «Европейская библиотека».

1882. Печатается в журналах «Москва», «Будильник», «Свет и тени», «Зритель», «Спутник», «Мирской толк».

1882−1883

Чехов с братьями и И.И. Левитан у В.А. Гиляровского.

Через брата Н.П.  Чехова знакомится с художником З.Е. Пичугиным.

1883

Начало года. Знакомится с писателем А.В. Кругловым. Частые встречи в редакции журнала «Зритель». Бывает у него в меблированных комнатах «Мир», где устраивались гипнотические сеансы.

22 января – 7 апреля. Наблюдает больного ребенка в клинике детских болезней.

После 7 апреля. Написал зачетную работу — историю болезни ребенка Е. Курнаковой, наблюдаемой им в клинике детских болезней, — для представления проф. Тольскому.

До 26 мая. Чехов с семьей уезжает на лето в Воскресенск.

Лето. В Воскресенске близко знакомится с семьей полковника Б.И. Маевского (по утверждению М.П. Чехова его детей Чехов описал в рассказе «Детвора») и поручиком Е.П. Егоровым (упоминается в рассказе «Зеленая коса») и др.

Работает в Чикинской земской больнице как практикант-медик под руководством доктора П.А. Архангельского. Участвует в приеме больных.

Чехов с братьями и молодыми врачами М.П. Яковлевым, В.Н. Сиротининым, Д.С. Таубер и Е.Н. Сабининой совершают пешеходную прогулку к Саввинскому монастырю. Навещают врача В.И. Персидского, заведующего больницей в Звенигороде.

25 или 26 июня. Отправляет Н.А. Лейкину первый фельетон «Осколки московской жизни».

Конец июня. Получает приглашение сотрудничать в новой газете «Новости дня».

С сентября. На 5-м курсе медицинского факультета Московского университета. Работа в клиниках.

23 сентября – 10 октября. Наблюдает больную в терапевтической клинике.

24 сентября. Присутствует на собрании Русского гимнастического общества в качестве действительного члена — учредителя Общества.

5 октября – 30 ноября. Наблюдает больного в клинике нервных болезней.

После 18 октября. Написал зачетную работу для представления проф. А.А. Остроумову (история болезни больной, лежащей в терапевтической клинике).

Октябрь. Подготовка к выпускным экзаменам в университете.

Начало декабря. Написал зачетную работу для представления проф. А.Я. Кожевникову (история болезни пациента клиники нервных болезней).

После 5 декабря. В «Альманахе „Стрекозы“ на 1884 год» рассказ «Шведская спичка (Уголовный рассказ)» (подпись: А. Чехов).

16 и 20 декабря. Экзамены в университете.

1883. За год печатается более 130 рассказов, юморесок и фельетонов под разными псевдонимами — А.Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и др.

1883−1884

Слушает в университете лекцию историка В.О. Ключевского.

1884

20 или 23 января. В театре Лентовского смотрит драму «Чистые и прокаженные» (переделка с немецкого К. Тарновского).

30 января. Экзамен в университете.

Вечером в театре Лентовского на пьесе «Чад жизни» Б. Маркевича.

Между 12 и 14 февраля. В письме Н.А. Лейкину просит печатать «Осколки московской жизни» без подписи или заменить псевдоним какой-нибудь буквой, так как все уже знают, что он Рувер.

Май. Готовит к изданию сборник рассказов «Сказки Мельпомены». В сборник вошли шесть рассказов: «Жены артистов (Перевод… с португальского)», «Он и она», «Трагик (Историйка)», «Два скандала (Посвящается Ф.О. Шехтель)», «Барон» и «Месть». Во все рассказы вносит небольшие исправления.

Первая половина июня. Оканчивает медицинский факультет Московского университета.

После 18 июня. Уезжает в Воскресенск.

Середина июня. Навещает заболевшего И.И. Левитана, который жил в номерах «Англия» на Тверской. Встречается там с художником М.В. Нестеровым.

До 23 июня. Выходит в свет первая книга рассказов Чехова: Чехонте А. Сказки Мельпомены. М., 1884 (издатель А.А. Левенсон).

Около 14 июля. Переезжает на две недели в Звенигород, заменить уехавшего в отпуск земского врача.

4 августа. В газете «Новости дня» (№ 212) начало романа «Драма на охоте (Истинное происшествие)» (подпись: Антоша Чехонте). Продолжение печатается в номерах газеты — август − декабрь 1884 г. и январь – апрель 1885 г.

3 сентября. Возвращается из Воскресенска в Москву.

15 сентября. Советом Московского университета утвержден в звании уездного врача.

Сентябрь − декабрь. Занимается врачебной практикой.

30 ноября. Получает аттестат об утверждении в степени лекаря от Совета Московского университета.

7–8 декабря. Первое легочное кровохарканье.

1884. В течение года опубликовано более 100 рассказов, юморесок и фельетонов в «Осколках», «Будильнике», «Стрекозе», «Русском сатирическом листке», «Новостях дня», «Волне», «Московском листке», «Развлечении».

1885

31 января. Присутствует на праздновании 20-летия журнала «Будильник» в «Славянском базаре». Произносит юмористические тосты.

6 мая. Дебют с художественным произведением в «Петербургской газете» (№ 122): рассказ «Последняя могиканша» (подпись: А. Чехонте).

С семьей выезжает на дачу в имение Киселевых Бабкино, в трех верстах от Воскресенска.

7 мая. Встреча с И.И. Левитаном, живущим в ближайшей деревне Максимовке. Идут на охоту.

3 июня. По просьбе земского врача П.А. Архангельского заменяет его в чикинской больнице в течение нескольких дней.

18 июля. В «Петербургской газете» (№ 194) рассказ «Егерь (Сценка)» (подпись: А. Чехонте). Д.В.  Григорович, прочитав этот рассказ, пошел с ним к А.С. Суворину.

Июнь – июль. У В.А. Гиляровского в Краскове. Пробыл около двух суток. Там встречается с рыболовом Никитой, который за неимением средств на грузила использует гайки, отвинчивая их с рельс (эта история легла в основу сюжета рассказа «Злоумышленник»).

Лето. И.И. Левитан дарит Чехову свою картину «Река Истра».

М.В. Киселева переводит для Чехова анекдоты из старых французских журналов, которые он использует для своих юмористических мелочишек.

Часто бывает на вечерах, где собиралась молодежь, большей частью у Гамбурцевых.

11 или 12 октября. Переезжает с семьей на новую квартиру — Якиманка, д. Лебедевой.

24−29 ноября. В Звенигороде на освящении новой земской больницы.

Начало декабря. Переезжает с семьей на новую квартиру — Якиманка, д. Клименкова.

Декабрь 1885 − январь 1886. Лечит от тифа мать и трех сестер знакомого художника А.С. Янова. Мать и одна из сестер умирают. На Чехова «это произвело такое сильное впечатление, что вывеска была снята с двери и больше уж на ней не появлялась никогда».

1885. В течение года опубликовано более 130 рассказов, юморесок и фельетонов в «Осколках», «Будильнике», «Петербургской газете» и «Новостях дня».

1886

2 января. У А.Д. Курепина, который, по просьбе А.С. Суворина, передает Чехову приглашение работать в «Новом времени». Чехов дает согласие.

Январь − февраль. Пересматривает и вносит незначительные изменения в свои рассказы, которые думает включить в издаваемую книгу. Рассказы «Патриот своего отечества» и «Случай из судебной практики» значительно сокращает.

5 февраля. Чехов у Ф.О. Шехтеля, который делает виньетку для его книги «Пестрые рассказы».

15 февраля. В газете «Новое время» (№ 3581) первый рассказ «Панихида» (подпись: Ан. Чехов). Редакция «Нового времени» телеграммой просила у Чехова разрешения поставить под его рассказом настоящую фамилию. Чехов дал согласие. А.С. Грузинский позднее вспоминал: «Чехов дал разрешение, но пожалел, что так вышло, так как думал напечатать кое-что в медицинских журналах и оставить свою фамилию для серьезных статей».

20 февраля. У Чехова Ф.О. Шехтель, который принес виньетку для «Пестрых рассказов».

20-е числа февраля. Лечит заболевшего В.А. Гиляровского.

25 марта. Письмо Д.В. Григоровича Чехову: «…вы, я уверен, призваны к тому, чтобы написать несколько превосходных истинно художественных произведений. Вы совершите великий нравственный грех, если не оправдаете таких ожиданий. Для этого вот что нужно: уважение к таланту, который дается так редко. Бросьте срочную работу. Я не знаю Ваших средств, если у Вас их мало, голодайте лучше, как мы в свое время голодали, поберегите Ваши впечатления для труда обдуманного, отделанного, писанного не в один присест, но писанного в счастливые часы внутреннего настроения. Один такой труд будет во сто раз выше оценен сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам. Вы сразу возьмете приз и станете на видную точку в глазах чутких людей и затем всей читающей публики…»

28 марта. Ответное письмо Д.В. Григоровичу: «Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель поразило меня, как молния. Я едва не заплакал, разволновался и теперь чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе. Как Вы приласкали мою молодость, так пусть бог успокоит Вашу старость, я же не найду ни слов, ни дел, чтобы благодарить Вас. <…>

Если у меня есть дар, который следует уважать, то, каюсь перед чистотою Вашего сердца, я доселе не уважал его. Я чувствовал, что он у меня есть, но привык считать его ничтожным. <…>

Доселе я относился к своей литературной работе крайне легкомысленно, небрежно, зря. Не помню я ни одного своего рассказа, над которым я работал бы более суток… Как репортеры пишут свои заметки о пожарах, так я писал свои рассказы: машинально, полубессознательно, нимало не заботясь ни о читателе, ни о себе самом… Писал я и всячески старался не потратить на рассказ образов и картин, которые мне дороги и которые я, бог знает почему, берег и тщательно прятал.

<…>

От срочной работы избавлюсь, но не скоро… Выбиться из колеи, в которую я попал, нет возможности. Я не прочь голодать, как уж голодал, но не во мне дело… Письму я отдаю досуг, часа 2−3 в день и кусочек ночи, т. е. время, годное только для мелкой работы. Летом, когда у меня досуга больше и проживать приходится меньше, я возьмусь за серьезное дело.

<…>

Вся надежда на будущее. Мне еще только 26 лет. Может быть, успею что-нибудь сделать, хотя время бежит быстро…»

Март. В письме Н.П. Чехову указывает ему на его основной недостаток — крайнюю невоспитанность. Подробно излагает, каким условиям должны удовлетворять воспитанные люди.

2 апреля. Д.В. Григорович посылает Чехову второе письмо и свой портрет с надписью: «От старого писателя молодому таланту».

6 апреля. Посылает Н.А. Лейкину дополнительные рассказы для книги «Пестрые рассказы».

Первая половина апреля. Лечит больных товарищей — Л.И. Пальмина и В.А. Гиляровского.

25 апреля. Приезжает в Петербург. Посещает редакции «Осколков», «Петербургской газеты» и «Нового времени». Был у В.В. Билибина.

Между 27 апреля и 2 мая. Знакомство с А.С. Сувориным и Д.В. Григоровичем.

После 10 мая. Переехал с семьей на дачу в Бабкино.

Середина мая. Выходит книга «Пестрые рассказы», издание журнала «Осколки». Книга Чехову не нравилась: «Это винегрет, беспорядочный сброд студенческих работишек, ощипанных цензурой и редакторами юмористических изданий…»

Май. В письме Н.А. Лейкину сообщает, что принимает много больных разных возрастов.

Чехов с братьями Иваном и Михаилом посещает заболевшего И.И. Левитана в деревне Максимовка. И.И. Левитан переезжает в Бабкино, занимает отдельный маленький флигель.

Начало июня. В журнале «Северный вестник» (кн. 6) рецензия А.М. Скабичевского (без подписи) на книгу «Пестрые рассказы». В рецензии говорится, что Чехов «тратит свой талант на пустяки и пишет первое, что ему придет в голову, не раздумывая долго над содержанием своих рассказов» и что «вообще книга Чехова, как ни весело ее читать, представляет собою весьма печальное зрелище самоубийства молодого таланта, который изводит себя медленной смертью газетного царства». Об этой рецензии Чехов отозвался, как о «самой ядовитой ругани». Впоследствии он вспоминал этот отзыв Скабичевского в беседах с М. Горьким, И.А. Буниным и В.С. Миролюбовым.

Июнь − декабрь. В печати — в газетах, юмористической прессе и толстых журналах появились отзывы о сборнике Чехова «Пестрые рассказы» как положительные, так и отрицательные, и создали большой успех книге.

25 июля. Уезжает в Звенигород заменить на несколько дней своего товарища, земского врача С.П. Успенского.

27 августа. Отъезд Чехова из Бабкина в Москву, где поселяется на новой квартире — в доме Я.А. Корнеева на Садовой-Кудринской.

11 сентября. Получает устное предложение от Ф.А. Корша написать для его театра пьесу.

12 сентября. Чехов в театре Корша смотрит пьесу И.С. Тургенева «Холостяк».

21 сентября. В письме к М.В. Киселевой: «…Пишу пьесу для Корша (гм!), повесть для „Русской мысли“, рассказы для „Нов. вр.“, „Петерб. газ. “, „Осколков“, „Будильника“ и прочих органов. Пишу много и долго, но мечусь, как угорелый: начинаю одно, не кончив другое… Докторской вывески не велю вывешивать до сих пор, а все-таки лечить приходится!»

28−30 сентября. Лечит больного брата Н.П. Чехова.

Конец ноября или начало декабря. Чехов с сестрой М.П. Чеховой в Петербурге. Остановились у Н.А. Лейкина. Из письма М.В. Киселевой: «В Питере я отдыхал, т. е. целые дни рыскал по городу, делая визиты и выслушивая комплименты, которых не терпит душа моя… В то время, когда серьезного Короленко едва знают редакторы, мою дребедень читает весь Питер…»

Первая половина декабря. В «Русском богатстве» (кн. 12) статья Л.Е. Оболенского «Обо всем. Критическое обозрение (Молодые таланты: г. Чехов и г. Короленко. Сравнение между ними…)». Из письма Чехова к М.В. Киселевой: «…Малый восторгается мной и доказывает, что я больше художник, чем Короленко… Вероятно, он врет, но все-таки я начинаю чувствовать за собою одну заслугу: я единственный, не печатавший в толстых журналах, писавший газетную дрянь, завоевал внимание вислоухих критиков — такого примера еще не было…»

31 декабря. У Чехова А.С. Лазарев-Грузинский. Первое знакомство. Беседуют о рецензии Л.Е. Оболенского.

1886. В течение года опубликовано 112 рассказов, юморесок и фельетонов.

1887

1 января. В новогодних номерах газет, в обзорах виднейших литературных явлений за минувший год, среди «свежих беллетристических дарований» упоминается Чехов.

2 января. У Чехова А.С. Лазарев-Грузинский, В.А. Гиляровский и А.Д. Курепин. Беседа о работе в «Осколках», о Н.А. Лейкине, В.В. Билибине, А.В. Насонове. Спор с Курепиным о толстовской теории непротивления злу.

4−11 января. Посещает заседание Второго съезда русских врачей имени Н.И. Пирогова.

Начало января (?). Переделал рассказ «Калхас» в одноактный драматический этюд «Калхас (Лебединая песня)». «Я написал пьесу на 4-х четвертушках. Играться она будет 15−20 минут. Самая маленькая драма во всем мире… Драму свою писал я 1 час и 5 минут…»

После 11 января. В иллюстрированном артистическом сборнике «Сезон» под редакцией Н.П. Кичеева (вып. 1) напечатан драматический этюд в 1 действии «Калхас» (не целиком, только часть первого монолога).

14 января. В письме к М.В. Киселевой высказывает свое мнение о назначении художественной литературы: «Ее назначение — правда безусловная и честная. Суживать ее функции такою специальностью, как добывание „зерен“, так же для нее смертельно, как если бы Вы заставили Левитана рисовать дерево, приказав ему не трогать грязной коры и пожелтевшей листвы».

26 января. Чехов в университете на заседании физико-медицинского общества. Слушает сообщение профессора Г.А. Захарьина: «Lues сердца с клинической стороны».

Начало февраля. Водевиль «О вреде табака. Сцена в одном действии А. Чехонте» — вышел в литографированном издании С.И. Напойкина с авторскими исправлениями в тексте.

2 февраля. Избран членом Литературного фонда (Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым) на общем собрании членов фонда.

24 февраля. Был в Малом театре на «Манфреде»: «…глядел Поссарта в „Манфреде“. Недурно».

8 марта. Выехал в Петербург, получив от брата Ал.П. Чехова телеграмму о его болезни.

9 марта. Приезжает в Петербург. Брата находит уже здоровым. Консультирует у больной жены Ал.П. Чехова с лечащим ее врачом.

Встречи Чехова с Н.А. Лейкиным и Р.Р. Голике.

10−12 марта. Был на выставках художников — академической и передвижной. Из письма Ф.О. Шехтелю: «Академическая выставка плоха, но передвижная мне показалась прекрасной по богатству…»

12 марта. Встреча с А.С. Сувориным. Из письма М.П. Чехову: «Суворин… одолжил мне денег (секрет: 300 руб.) и велел прислать ему материал для издания книги с нововременскими рассказами».

14 марта. Возвращение в Москву.

16−18 марта. Пересматривает свои рассказы, печатавшиеся в «Новом времени», для включения их в отдельное издание. Вносит небольшие изменения в рассказы: «Верочка», «Недоброе дело», «Панихида», «Ведьма», «Агафья», «Кошмар», «Святою ночью».

18 марта. Отправляет А.С. Суворину для своей будущей книги 16 рассказов: «Мечты», «Пустой случай», «Недоброе дело», «Дома», «Ведьма», «Верочка», «В суде», «Беспокойный гость», «Панихида», «На пути», «Несчастье», «Событие», «Агафья», «Враги», «Кошмар» и «Святою ночью». Предлагает название для книги — «Мои рассказы» или «Рассказы». Хочет посвятить книгу Д.В. Григоровичу.

27 или 28 марта. У Чехова А.С. Лазарев-Грузинский. Беседа о писательстве.

Апрель – май. В связи с замыслом повести «Степь» едет по местам детства: Таганрог, Рагозина Балка, Новочеркасск, Славянск, Святые горы.

4−18 апреля. Приезжает в Таганрог. Вечером 4 апреля в Митрофаньевской церкви с семьей дяди М.Г. Чехова. Посещает таганрогских знакомых: Агали, Е.И. Савельеву, Зембулатову, Ходаковских, И.И. Лободу. Был у протоирея Ф.А. Покровского.

20−22 апреля. Чехов в Рагозиной балке у Г.П. Кравцова.

23−24 апреля. Чехов в Новочеркасске на свадьбе у сестры доктора И.В. Еремеева.

26 апреля − 6 мая. Чехов у Кравцова в Рагозиной балке возле ст. Ивановка-Крестная.

5 мая. Уезжает в Славянск.

Между 5 и 10 мая. Заезжает к П.А. Сергеенко на хутор в Екатеринославской губ. Сергеенко дарит Чехову свою картину этого хутора, которая очень понравилась Чехову. Находится в ялтинском кабинете Чехова.

6−8 мая. Чехов в Святых горах. Живет в монастырской гостинице. Ночует в номере вместе с А.Н. Суратом (изображен позднее в рассказе «Перекати-поле»).

17 мая. Возвращается в Москву.

18 мая. Встреча с Ф.О. Шехтелем.

Уезжает в Бабкино.

27−28 мая. В письме Ал.П. Чехову сообщает название для печатаемой книги — «В сумерках». «„В сумерках“ — тут аллегория: жизнь — сумрак, а читатель, купивший книгу, должен читать ее в сумерках, отдыхая от дневных работ».

3 августа. В газете «Новое время» (№ 4104) объявление о поступлении в продажу новой книги: Чехов Ан.П. В сумерках. Очерки и рассказы. СПб., 1887.

Лето. Чехов у доктора П.А. Архангельского. Просматривает последние корректурные листы книги Архангельского «Отчет по осмотру русских психиатрических заведений».

2 сентября. Переезжает из Бабкина в Москву. Адрес прошлогодний: Садовая-Кудринская, д. Корнеева.

Около 10 сентября. Принял предложение бр. Вернер, издателей журнала «Сверчок», выпустить сборник его юмористических рассказов.

До 13 сентября. Рецензии на книгу «В сумерках» в журналах и газетах. Из письма М.В. Киселевой: «Рецензий было много, и, между прочим, в „Северном вестнике“. Читаю и никак не могу понять, хвалят меня или же плачут о моей погибшей душе? „Талант! Талант, но тем не менее упокой, господи, его душу“ — таков смысл рецензий».

13 сентября. Из письма М.В. Киселевой: «Два раза был в театре Корша, и в оба раза Корш убедительно просил меня написать ему пьесу. Я ответил: с удовольствием. Актеры уверяют, что я хорошо напишу пьесу, так как умею играть на нервах».

После 20 сентября – до 5 октября. Пишет пьесу «Иванов». Из письма Ал.П. Чехову: «Пьесу я написал нечаянно, после одного разговора с Коршем. Лег спать, надумал тему и написал. Потрачено на нее 2 недели или, вернее, 10 дней, так как были в двух неделях дни, когда я не работал, или писал другое».

После 13 сентябрь − октябрь. Для сборника, издаваемого бр. Вернер, внес небольшие изменения в 14 рассказов (из 21): «Страшная ночь», «Нервы», «На чужбине», «Счастливчик», «Лишние люди», «Нахлебники», «В потемках», «Место», «То была она», «Житейские невзгоды», «Один из многих», «Злоумышленники», «Битая знаменитость» и «Дорогая собака». В последних двух рассказах заменил заглавие: «Битая знаменитость» и «Собака».

5 октября. Окончил пьесу «Иванов».

6 октября. У Чехова Н.М. Ежов. По просьбе Чехова читает ему вслух пьесу «Иванов».

Между 6 и 10 октября. Чехов в театре Корша. В антракте зашел в уборную к В.Н. Давыдову и дал ему для прочтения законченную пьесу «Иванов».

Между 7 и 11 октября. В.Н. Давыдов у Чехова. Убеждает его поставить «Иванова».

24 октября. Из письма Ал.П. Чехову о постановке пьесы «Иванов» в театре Корша: «Актеры не понимают, несут вздор, берут себе не те роли, какие нужно, а я воюю, веруя, что если пьеса пойдет не с тем распределением ролей, какое я сделал, то она погибнет».

Между 24 и 27 октября. Подписано условие с театром Ф.А. Корша на постановку пьесы «Иванов». «С Коршем (жулик!) условие уже подписано. Я беру 8% с валового сбора, т. е. по 2% с акта».

26 октября. Чехов у артиста В.Н. Давыдова, исполняющего роль Иванова в одноименной пьесе. «Я вчера сидел у него до 3-х часов ночи и убедился, что это действительно громаднейший художник» (из письма Н.М. Ежову). «…Он уверяет, что в моей пьесе пять превосходных ролей и что поэтому она у Корша шлепнется, так как играть ее решительно некому» (из письма Ал.П. Чехову).

27 октября. Вышла из печати книга А. Чехонте (А.П. Чехова) «Невинные речи», издание журнала «Сверчок».

Конец октября. Театр Корша приступил к постановке «Иванова».

Конец октября − до 19 ноября. Чехов присутствует на 4-х репетициях «Иванова» в театре Корша. В режиссуру спектакля не вмешивается, замечаний актерам не делает.

19 ноября. Первый спектакль «Иванова» в театре Ф.А. Корша в бенефис Н.В. Светлова. В ролях: Иванов — В.Н. Давыдов, Анна Петровна — А.Я. Глама-Мещерская, Шабельский — И.П. Киселевский, Лебедев — Л.И. Градов-Соколов, Зинаида Саввишна — З.П. Бороздина, Саша — Н.Д. Рыбчинская, Львов — П.Ф. Солонин, Бабакина — Б.Э. Кошева, Косых — Ф.П. Вязовский, Боркин — Н.В. Светлов, Авдотья Назаровна — Е.Ф. Красовская, Дудкин — В.И. Валентинов. На спектакле присутствует И.И. Левитан. После спектакля артисты собрались у Чехова.

20 ноября. В письме Ал.П. Чехову о премьере «Иванова»: «Театралы говорят, что никогда они не видели в театре такого брожения, такого всеобщего аплодисменто-шиканья и никогда в другое время им не приходилось слышать стольких споров, какие видели и слышали они на моей пьесе. А у Корша не было случая, чтобы автора вызывали после 2-го действия».

23 ноября. Второй спектакль «Иванова» в театре Ф.А. Корша (с некоторыми авторскими изменениями). Роль Саши исполняет Е.В. Омутова. Чехова вызывают после III и IV действий, но уже не шикают.

30 ноября. Приезжает в Петербург. Останавливается у брата Ал.П. Чехова.

2 декабря. Чехов у Н.К.  Михайловского. Дружеская беседа в компании Г.И. Успенского и В.Г. Короленко. Обедает и ночует у Н.А. Лейкина.

3 декабря. Чехов в редакции «Осколков» и у Р.Р. Голике.

5 декабря. В журнале «Осколки» (№ 49) рассказ «Лев и солнце» (подпись: А. Чехонте). На этом рассказе постоянное сотрудничество Чехова и журнала «Осколки» закончилось.

9 декабря. Знакомство с И.Л. Леонтьевым (Щегловым) в ресторане гостиницы «Москва».

10 или 11 декабря. Чехов с И.Л. Щегловым у А.Н. Плещеева. Первое знакомство.

После 10 декабря. Пьеса «Иванов» с небольшими изменениями и исправлениями вышла в литографированном издании Московской театральной библиотеки Е.Н. Рассохиной.

До 14 декабря. Посещает И.Е. Репина (первая встреча) в его студии у Калинкина моста.

14 декабря. Чехов уезжает в Москву.

Конец декабря. Чехов читает А.С. Лазареву-Грузинскому и И.П. Чехову написанный при них рассказ «Без заглавия» («Сказка») и посылает его в «Новое время».

1887. В течение года опубликовано 64 рассказа.

1887−1888

Писал рассказ, но не окончил (впоследствии названный «Рассказ неизвестного человека»).

Знакомится с Л.С. Мизиновой (преподавательницей в гимназии Ржевской) через сестру М.П. Чехову.

1888

С 1 января. Работает над повестью «Степь».

9 января. В письме В.Г. Короленко сообщает о работе над «Степью»: «Тема хорошая, пишется весело, но, к несчастью, от непривычки писать длинно, от страха написать лишнее я впадаю в крайность: каждая страница выходит компактной, как маленький рассказ, картины громоздятся, теснятся и, заслоняя друг друга, губят общее впечатление. В результате получается не картина, в которой все частности, как звезды на небе, слились в одно общее, а конспект, сухой перечень впечатлений».

Отзыв о книге В.Г. Короленко «Очерки и рассказы» (М., издание журнала «Русская мысль», 1887): «Ваш „Соколинец“, мне кажется, самое выдающееся произведение последнего времени <…> Вообще в Вашей книге Вы такой здоровенный художник, такая силища…»

12 января. В письме Д.В. Григоровичу подробно пишет о работе над «Степью», которую называет «степной энциклопедией»: «Первый блин комом. Но я не робею. И энциклопедия авось сгодится».

Около 20 января. У Чехова П.Н. Островский, брат драматурга, которого рекомендовал Чехову А.Н. Плещеев, как прекрасного критика. Разговор о литературе.

Январь. Смотрит в театре Ф.А. Корша водевиль Н. Самойлова «Победителей не судят» в исполнении Н.Н. Соловцова и А.Я. Глама-Мещерской. Исполнение Соловцовым роли моряка натолкнула Чехова на мысль написать для него роль «нечто вроде русского медведя».

3 февраля. Отправляет А.Н. Плещееву законченную накануне повесть «Степь». Пишет о своем намерении, если «Степь» будет иметь хоть маленький успех, положить ее «в основание большущей повести» и продолжать.

5 февраля. Вечером в театре Корша на пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» (бенефис В.Н. Давыдова).

10 февраля. Чехов на свадьбе у И.А. Белоусова. Там знакомится с Н.Д. Телешовым.

15 февраля. В письме А.С. Киселеву пишет об успехе «Степи» («получаю захлебывающиеся письма»).

Н.К. Михайловский по прочтении повести «Степь» в корректуре посылает Чехову письмо, в котором, отмечая его большой талант, убеждает в необходимости полного разрыва с «Новым временем», «Осколками» и пр.

Между 15 и 17 февраля. В письме Ал.П. Чехову пишет о своем намерении прекратить работу в газетах.

У Чехова А.С. Лазарев-Грузинский. Разговор о письме, полученном Чеховым от Н.К. Михайловского. Чехов показывает Лазареву-Грузинскому черновик своего ответа Михайловскому, в котором пишет, что будет печататься в «Новом времени», так как слишком многим обязан А.С. Суворину, чтобы уходить от него.

19 февраля. В театре Корша премьера одноактной пьесы Чехова «Лебединая песня (Калхас)». Большой успех.

Около 20 февраля. Написал шутку в одном действии «Медведь». Читает водевиль А.С. Лазареву-Грузинскому и другим.

26 февраля. В письме Н.А. Лейкину критикует журнал «Осколки».

Начало марта. В журнале «Северный вестник» (№ 3) повесть «Степь».

6 марта. П.Н. Островский передает Чехову письмо, в котором высказывает критические суждения о повести «Степь». В письме к А.Н. Плещееву Чехов высказывает свое мнение об этой критике: «Важно не то, что у него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение — все это в данную минуту есть у каждого человека, но важно, что он обладает методом; для аналитика, будь он ученый или критик, метод составляет половину таланта».

Чехов собирается «завтра» к П.Н. Островскому. Хочет посоветовать ему издать его критическую статью брошюрой, минуя журналы и газеты.

13 марта. Чехов и Н.А. Лейкин уезжают в Петербург.

14−15 марта. Встречи с А.Н. Плещеевым, И.Л. Леонтьевым (Щегловым), А.М. Евреиновой.

15 марта. Встреча с Н.С. Лесковым в редакции «Нового времени».

Вечером у Я.П. Полонского.

22 марта. Приезжает в Москву.

23 марта. Посылает Ал.П. Чехову с Н.А. Плещеевым для напечатания в издательстве Суворина нового сборника свои рассказы: «Счастье», «Тиф», «Ванька», «Свирель», «Перекати-поле», «Задача», «Степь», «Поцелуй».

25 марта. В письме Я.П. Полонскому: «Я издаю новый сборник своих рассказов. В этом сборнике будет помещен рассказ „Счастье“, который я считаю самым лучшим из всех своих рассказов. Будьте добры, позвольте мне посвятить его Вам».

Март – апрель. Работает над повестью «Огни».

Для сборника «Рассказы» (СПб., 1888) Чехов внес небольшие изменения в рассказы «Счастье», «Свирель», «Задача», «Степь», «Тина» и более значительные в рассказы «Тайный советник», «Тиф», «Поцелуй» и «Миряне» (с новым заглавием «Письмо»).

5−8 апреля. В письме А.Н. Плещееву: «Был у меня Островский. Ездили вместе в Третьяковскую галерею. У меня он познакомился с Короленко».

11−12 апреля. Посылает для своей книги «Рассказы», печатающейся в типографии А.С. Суворина, еще три рассказа «Тина», «Тайный советник» и «Письмо». В первые два рассказа внес исправления.

25 апреля. Окончил повесть «Огни».

7 мая. Вместе с семьей приезжает на дачу в усадьбу А.В. Линтваревой (близ Сум Харьковской губ.).

Около 20 мая. К Чехову на дачу приехали А.Н. Плещеев и А.И. Иваненко.

30 мая. В письме А.С. Суворину Чехов высказывает мысли о задаче беллетристов: «Мне кажется, что не беллетристы должны решать такие вопросы, как бог, пессимизм и т. п. Дело беллетриста изобразить только, кто, как и при каких обстоятельствах говорили или думали о боге или пессимизме. Художник должен быть не судьей своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем. Я слышал беспорядочный, ничего не решающий разговор двух людей о пессимизме и должен передать этот разговор в том самом виде, в каком слышал, а делать оценку ему будут присяжные, т. е. читатели. Мое дело только в том, чтобы быть талантливым, т. е. уметь отличать важные показания от неважных, уметь освещать фигуры и говорить их языком».

Май – июнь. Вышла из печати книга: Чехов А. Рассказы. СПб. : изд. А.С. Суворина, 1888.

Начало июня. В журнале «Северный вестник» (№ 6) повесть «Огни».

9 июнь. Чехов отвечает И.Л. Леонтьеву (Щеглову): «Относительно конца моих „Огней“ я позволю себе не согласиться с Вами. Не дело психолога понимать то, чего он не понимает. Паче сего, не дело психолога делать вид, что он понимает то, чего не понимает никто. Мы не будем шарлатанить и станем заявлять прямо, что на этом свете ничего не разберешь. Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны».

13 июня. Едет с Линтваревыми в Полтавскую губ. к их родственникам Смагиным и в Сорочинцы.

13−20 июня. Были в Лебедине, в Гадяче, в Сорочинцах и «во многих прославленных Гоголем местах». Гостит у Смагиных пять дней.

13 июля. Рано утром прибывает из Ялты пароходом в Феодосию. Уезжает на дачу к Сувориным, где гостит до 22 июля.

До 18 июля. Первоначальный замысел пьесы «Леший», которую Чехов предполагает писать вместе с А.С. Сувориным.

21 июля. Поездка к художнику И.К. Айвазовскому в его имение Шах-Мамай, в 25 верстах от Феодосии.

23 июля. Отправляется с Ал.А. Сувориным из Феодосии в путешествие. Сначала на пароходе «Юнона» проплывают Керчь и Новороссийск. Затем едут по маршруту: Новый Афон – Сухум – Поти – Батум – Тифлис – Баку – Сумы. В письме Н.А. Лейкину: «Из Баку хотел я плыть по Каспию в Узунада на Закаспийскую дорогу, в Бухару и в Персию, но пришлось повернуть оглобли назад, мой спутник Суворин-фис получил телеграмму о смерти брата и не мог ехать дальше…»

7 августа. Возвращается в усадьбу Линтваревых.

30 августа. В «Новом времени» (№ 4491) водевиль «Медведь. Шутка в одном действии» (подпись: А. П.).

3 сентября. Приезжает в Москву.

Начало октября. Вносит изменения в пьесу «Иванов» в связи с предполагаемой постановкой в Александринском театре. В письме к А.С. Суворину: «…Я радикально переделал 2-й и 4-й акты. Иванову дал монолог, Сашу подвергнул ретуши и проч. Если и теперь не поймут моего „Иванова“, то брошу его в печь и напишу повесть „Довольно“!»

4 октября. Посылает в «Северный вестник» рассказ «Именины» с письмом к А.М. Евреиновой, в котором просит не вычеркивать ни одной строки из боязни, чтобы через помарки рассказ не получил той окраски, какой он всегда боялся. В письме к А.Н. Плещееву: «Прочитавши мой рассказ („Именины“), напишите мне… Я боюсь тех, кто между строк ищет тенденции и кто хочет видеть меня непременно либералом или консерватором. Я не либерал, не консерватор, не постепеновец, не монах, не индифферентист. Я хотел бы быть свободным художником и — только, и жалею, что бог не дал мне сил, чтобы быть им. <…> Фирму и ярлык я считаю предрассудком. Мое святое святых — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником».

7 октября. В заседании комиссии по присуждению Пушкинской премии (выдававшейся «за лучшие литературные произведения, отличавшиеся высшим художественным достоинством») Чехову единогласно присуждена половина Пушкинской премии в 500 р. за сборник «В сумерках» (СПб., 1888).

До 10 октября. Вышла вторым изданием книга Чехова «В сумерках» (СПб.: изд. А.С. Суворина, 1888).

Первая половина октября. Водевиль «Медведь» вышел с изменениями в тексте, в литографированном издании Московской театральной библиотеки Е.Н. Рассохиной.

18 октября. В письме А.С. Суворину дает перечень действующих лиц с их характеристикой для пьесы «Леший», начало которой прислал Суворин.

До 26 октября. Пьеса «Калхас» пропущена Театрально-литературным комитетом при Дирекции императорских театров. Об этом Чехов просил А.Н. Плещеева, поскольку А.П. Ленский хотел сыграть этот водевиль в Малом театре.

24 октября. Чехов у художника А.С. Степанова, иллюстрирующего рассказ «Каштанка».

26 октября. Чехов относит А.П. Ленскому свою одноактную пьесу «Лебединая песня (Калхас)».

28 октября. Днем на репетициях «Медведя» в театре Корша. Вечером премьера водевиля. В главных ролях — Н.Д. Рыбчинская и Н.Н. Соловцов. В письме И.Л. Щеглову: «Соловцов играл феноменально, Рыбчинская была прилична и мила. В театре стоял непрерывный хохот; монологи обрывались аплодисментами. В 1-е и 2-е представление вызывали и актеров и автора. Все газетчики, кроме Васильева, расхвалили…»

3 ноября. Присутствует на открытии Общества искусства и литературы, основанного К.С. Станиславским, А.Ф. Федотовым, Ф.П. Комиссаржевским и Ф.Л. Сологубом. Знакомство с К.С. Станиславским.

После 9 ноября. Пьеса «Калхас» под заглавием «Лебединая песня (Калхас)» выходит в литографированном издании Московской театральной библиотеки Е.Н. Россохиной (М., 1888).

3 декабря. Приезжает в Петербург. Поселяется вместе с сестрой у Сувориных.

12−14 декабря. Чехов у издательницы детского журнала «Родник» Е.А. Сысоевой. Читает свой рассказ «Припадок» в Русском литературном обществе. Чтение рассказа вскоре передает артисту В.Н. Давыдову. После чтения оживленные прения. Знакомится с П.И. Чайковским за завтраком у его брата М.И. Чайковского.

15 декабря. Уезжает из Петербурга. М.П. Чехова остается еще у Сувориных.

Вторая половина декабря. Вышел из печати литературно-художественный сборник «Памяти В.М. Гаршина» (М., 1889) с рассказом Чехова «Припадок».

17−18 декабря. Переделывает и переписывает пьесу «Иванов».

19 декабря. На общем собрании Чехов избран членом-сотрудником Русского литературного общества в Петербурге.

Посылает А.С. Суворину пьесу «Иванов» для передачи А.А. Потехину, заведующему репертуарной частью петербургских казенных театров. Просит передать пожелания о распределении ролей между артистами Александринского театра: Иванов — В.Н. Давыдов, Сарра — М.Г. Савина, Шабельский — П.М. Свободин, Львов — Н.Ф. Сазонов, Лебедев — К.А. Варламов.

30 декабря. В письме А.С. Суворину Чехов дает подробный авторский комментарий к пьесе «Иванов», так как из писем Суворина заметил, что толкование пьесы не соответствует его авторскому пониманию.

Конец декабря. Пьеса Чехова «Предложение. Шутка в одном действии» вышла в литографированном издании Московской театральной библиотеки Е.Н. Рассохиной.

1888. В течение года опубликовано 12 рассказов, повестей и статей.

1889

7−15 января. Вторичная переработка пьесы «Иванов» для Александринского театра. В письме А.Н. Плещееву: «Всю неделю я возился над пьесой, строчил варианты, поправки, вставки, сделал новую Сашу (для Савиной), изменил IV акт до неузнаваемого, отшлифовал самого Иванова…»

19 января. Приезжает в Петербург вместе с А.С. Сувориным и останавливается у него на квартире (Мал. Итальянская, д. 18, кв. 14).

21 января. Чехов навещает заболевшего В.Н. Давыдова. Беседа о роли Иванова в измененной редакции.

22 и 23 января. Чехов вторично посещает В.Н. Давыдова и разъясняет ему роль Иванова. В беседе выясняется, что непонимание Давыдовым этой роли произошло потому, что он не прочел в новой редакции всей пьесы, а только свою роль.

26 января. Чехов утром на репетиции «Иванова» в Александринском театре. М.Г. Савина впоследствии вспоминала: «Чехов был на всех репетициях, но держался всегда как-то в сторонке. Он был скромный, застенчивый, и за кулисами я его редко видела».

29 января. Заключено условие Чехова с Дирекцией императорских театров о постановке пьесы «Медведь» на сцене Александринского театра в Петербурге с обязательством не отдавать пьесы частным петербургским театрам в течение двух лет и с поспектакльной платой в размере 2% с валового сбора.

Вечером в гостях у С.Н. Худекова. Знакомится с писательницей Л.А. Авиловой.

31 января. Первый спектакль «Иванова» в Александринском театре в присутствии автора. И.Л. Леонтьев (Щеглов) вспоминал: «…Пьеса шла в бенефис режиссера Александринского театра Ф.А. Федорова-Юрковского… ввиду чего роли были распределены между лучшими силами труппы, без различия рангов и самолюбий. Ансамбль вышел чудесный, и успех получился огромный. <…> „Иванов“, несмотря на многие сценические неясности, решительно захватил своей свежестью и оригинальностью…»

1 февраля. Чехов на обеде, устроенном в его честь помещиком Н.М. Соковниным, где присутствуют несколько литераторов и артист П.М. Свободин.

Начало февраля. Переделывает конец пьесы «Иванов».

3 февраля. Приезжает в Москву из Петербурга.

После 3 февраля. Вносит стилистические исправления в свои рассказы для нового сборника.

6 февраля. Пьеса «Иванов» исполнена во второй раз на сцене Александринского театра. В роли Саши впервые выступает В.А. Мичурина-Самойлова. В тот же вечер после «Иванова» состоялось первое на этой сцене представление пьесы «Медведь». В ролях: Попова — М.Г. Савина, Смирнов — Н.Ф. Сазонов, Лука — К.А. Варламов. М.И. Чайковский в письме Чехову писал о втором представлении «Иванова»: «…В общем успех пьесы был тот же, что 31-го января, но менее блестящий с внешней стороны, потому что Вы отсутствовали». «„Медведь“ произвел фурор и превосходно был разыгран Савиной и Сазоновым».

Первая половина февраля. Подготавливает текст пьесы «Иванов» для напечатания в «Северном вестнике».

Начало марта. Обдумывает пьесу «Леший».

Выходит третья книга журнала «Северный вестник», в которой напечатана пьеса «Иванов», с подзаголовком — драма в 4-х действиях.

До 18 марта. Выходит из печати книга: Детвора : Рассказы Антона Чехова. СПб. : изд. А.С. Суворина, 1889. В книгу вошли рассказы: «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома».

20 марта. Общество любителей российской словесности извещает Чехова об избрании его действительным членом общества.

24 марта. На годичном собрании членов Общества русских драматических писателей и оперных композиторов в Петербурге избраны членами комитета И.М. Кондратьев, А.П. Чехов, А.И. Сумбатов (Южин), И.В. Шпажинский и Вл.И. Немирович-Данченко.

10 апреля. Чехов на собрании членов Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Среди избранных членов комитета — Чехов.

Середина апреля. Пишет пьесу «Леший».

25 апреля. С Н.П. Чеховым приезжает в г. Сумы, усадьбу Линтваревых.

Начало мая. Пишет первый акт пьесы «Леший».

3 мая. В «Новом времени» (№ 4732) напечатан с исправлениями в тексте водевиль «Предложение» (подпись: А. П.).

4 мая. Написан водевиль «Трагик поневоле», по своему рассказу «Один из многих».

Май – июнь. Выходит второе издание водевиля «О вреде табака» с новыми исправлениями и сокращениями текста в литографированном издании Театральной библиотеки С.И. Напойкина.

Тогда же отлитографировано в Московской театральной библиотеке Е.Н. Рассохиной.

16 июня. Чехов с братом И.П. Чеховым, П.М. Свободиным и Линтваревыми уезжает в Полтавскую губернию к Смагиным. Приезжают ночью. «Воспользовавшись приездом старшего брата, который мог сменить меня, я захотел отдохнуть, дней пять подышать другим воздухом; уговорил Свободина и Линтваревых и поехал с ними в Полтавскую губ. к Смагиным. В наказание за то, что я уехал, всю дорогу дул такой холодный ветер и небо было такое хмурое, что хоть тундрам впору. На половине дороги полил дождь. Приехали к Смагиным ночью, мокрые, холодные, легли спать в холодные постели, уснули под шум холодного дождя».

17 июня. В 7 часов утра умер Николай Павлович Чехов.

Чехов получает телеграмму о смерти брата. Возвращается в Сумы.

19 июня. Чехов на похоронах брата Николая Павловича.

Между 24 и 30 июня. Выход в свет отдельным изданием пьесы: Трагик поневоле (из дачной жизни). Шутка в одном действии А.  Чехова. Литографированное издание Театральной библиотеки В.А. Базарова.

4 июля. Приезжает в Одессу с братом И.П. Чеховым, который прожил в Одессе несколько дней. Селится в «Северной гостинице», где остановились артисты Малого театра. Вечером в театре. После театра ужин с артистами Малого театра и П.А. Сергеенко.

5−14 июля. Ежедневные встречи с артистами Малого театра и П.А. Сергеенко. Посещает спектакли Малого театра «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Дон Жуан» Ж.Б. Мольера и «Гамлет» У. Шекспира.

Прогулки по городу и окрестностям. Беседы о литературе, о театре.

8 июля. Поездка с П.А. Сергеенко на дачу к И.Н. Потапенко. Первое знакомство.

После 16 июля – до 9 августа. В Ялте. Возобновляет работу над пьесой «Леший», в которой были совсем отделаны два первых акта и конец четвертого. Одновременно пишет рассказ «Мое имя и я» (первоначальное заглавие «Скучной истории»).

31 августа. Посылает в Общество любителей российской словесности собранные им пожертвования на сооружение памятника Н.В. Гоголю.

5 сентября. Чехов с семьей возвращается в дом на Садовой-Кудринской в Москве.

До 20 сентября. Возвращается к прерванной работе над пьесой «Леший». Начинает писать ее заново, уничтожив все, написанное весной и летом.

24 сентября. Заканчивает работу над повестью «Скучная история (из записок старого человека)». Посылает А.М. Евреиновой.

Чехов на заседании комитета Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

Около 11 октября. Чехов возвращается к приостановленной работе по подготовке новой книжки своих рассказов.

12 октября. В письме П.И. Чайковскому Чехов просит разрешения посвятить ему новую книжку своих рассказов («Хмурые люди»).

14 октября. У Чехова П.И. Чайковский. Благодарит Чехова за желание посвятить ему свой сборник рассказов. Разговаривают о музыке и литературе. Обсуждают содержание будущего либретто для оперы «Бэла», которую собирался сочинить Чайковский и хотел, чтобы Чехов написал для него либретто по М.Ю. Лермонтову.

24 октября. Чехов у А.И. Сумбатова-Южина. Там же Вл.И. Немирович-Данченко и Александров. Обсуждают новый устав Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

До 31 октября. Пишет пьесу «Свадьба (Сцена в одном действии)». Пьеса является переделкой рассказа «Свадьба с генералом» (1884).

Начало ноября. В журнале «Северный вестник» (№ 11) повесть Чехова «Скучная история (Из записок старого человека)» (подпись: Антон Чехов).

Ноябрь − декабрь. Вл.И. Немирович-Данченко, прочитав «Лешего», дал Чехову несколько практических указаний, после которых Чехов изменил IV акт пьесы.

После 20 декабря. Присутствует на репетиции пьесы «Леший» в театре М.М. Абрамовой. Пьеса идет со сделанными Чеховым большими изменениями в I и III актах и совершенно новым IV актом.

27 декабря. Премьера «Лешего» в театре М.М. Абрамовой. В ролях: Серебряков — В.В. Чарский, Елена Андреевна — М.М. Глебова, Соня — Н.Д. Рыбчинская, Мария Васильевна — А.П. Аграмова, Войницкий — И.П. Киселевский, Желтухин — Н.А. Мичурин-Самойлов, Юля — М.М. Синельникова, Орловский — Н.Н. Зубов, Федор Иванович — Н.Н. Соловцов, Хрущов — Н.П. Рощин-Инсаров, Дядин — Н.П. Новиков-Иванов. Появившиеся позднее в печати рецензии на спектакль были отрицательные.

В тот же вечер после пьесы «Леший» показана шутка «Трагик поневоле». В ролях: Толкачов — Н.Н. Соловцов, Мурошкин — Зайцев.

Вл.И. Немирович-Данченко вспоминал: «Играли очень хорошие актеры, но за их речью, приемами, темпераментами никак нельзя было разглядеть сколько-нибудь знакомые мне жизненные фигуры. Поставлена пьеса была очень старательно, но эти декорации, кулисы, холщовые стены, болтающиеся двери, закулисный гром ни на минуту не напоминали мне знакомую природу. Все было от знакомой сцены, а хотелось бы, чтобы было от знакомой жизни».

Конец года. У Чехова возникает решение поехать на о. Сахалин для изучения жизни каторжных и ссыльных. Готовится к поездке.

1889. Выходит иллюстрированный календарь «Стоглав» на 1889 г. (СПб., 1889), в котором напечатан рассказ Чехова «Беглец» с изменениями.

Выходит третьим изданием сб. «В сумерках» (в рассказах «Беспокойный гость» и «Мечты» — незначительная правка) и вторым изданием сб. «Рассказы».

1889 (?). И.И. Левитан дарит Чехову свою картину «Дуб и березка», написанную маслом. М.П. Чехова вспоминала: «Картина <…> написана в 1888 или 1889 г. и подарена Антону Павловичу, когда он жил еще в Москве на Садово-Кудринской улице, в доме Корнеева. Там она висела в кабинете писателя, затем была перевезена в Мелихово и позднее в Ялту».

1890

Начало года. Пьеса «Леший» с изменениями, сделанными Чеховым для постановки в театре М.М. Абрамовой, отпечатана в литографированном издании Московской театральной библиотеки Е.Н. Рассохиной.

Между 1 и 8 января. Выходит второе издание в литографии Московской театральной библиотеки Е.Н. Рассохиной: Трагик поневоле (Из дачной жизни). Шутка в одном действии А. Чехова.

4 января. Чехов приезжает в Петербург в связи с организацией поездки на о. Сахалин.

7 января. Вечером присутствует на именинах у И.Л. Леонтьева (Щеглова), где также были В.В. Билибин, К.С. Баранцевич, Н.А. Соловьев-Несмелов (всего 12 человек).

11 января. Смотрит «Власть тьмы» Л.Н. Толстого на домашней сцене А.В. и В.Н. Приселковых (режиссер — В.Н. Давыдов).

12 января. Смотрит в Александринском театре спектакль «Бедная невеста» А.Н. Островского, поставленный в бенефис М.Г. Савиной. В спектакле также заняты А.М. Дюжикова, О.И. Мусина-Пушкина, В.В. Стрельская, К.А. Варламов, В.Н. Давыдов, В.П. Далматов, Н.Ф. Сазонов, П.М. Свободин, В.Р. Шемаев.

До 14 января. У И.Е. Репина в его мастерской.

19 января. Сморит в Александринском театре спектакль «Холостяк» И.С. Тургенева, поставленный в бенефис П.М. Свободина. «Театры здесь необычайно скучны. Видел я „Бедную невесту“ и „Холостяка“. Игра чиновницкая, бездушная, деревянная».

20-е числа января. Составляет библиографический список литературы (65 названий), с которым предполагает познакомиться до отъезда на о. Сахалин.

7 февраля. Возвращается из Петербурга в Москву.

8 февраля. Смотрит трагедию «Федра» Ж. Расина в Малом театре. В ролях: Федра — М.Н. Ермолова, Энопа — М.К. Бларамберг-Чернова, Арисия — Г.В. Панова, Ипполит — А.И. Сумбатов-Южин, Терамен — А.П. Ленский, Тезеп — К.Н. Рыбаков. «Видел я „Федру“. Хорошо, но скучно».

9 февраля. В залах Благородном собрании на костюмированном балу «Европа в костюмах и песнях», устроенном Обществом литературы и искусства.

Около 10 февраля. Встречается с А.С. Сувориным и Д.В. Григоровичем, приехавшими в Москву.

Чехов в группе писателей и артистов на званом обеде у М.Н. Ермоловой.

Середина февраля. Часто встречается с приехавшим в Москву П.М. Свободиным.

Готовится к поездке на Сахалин.

Февраль – до 17 марта. Работает над пьесой «Леший». Вносит поправки для публикации в «Северном вестнике».

До 4 марта. Приступает к составлению той части задуманной книги о Сахалине, которая не требует личных наблюдений.

8 марта. Вечером присутствует на заседании комитета Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

16 марта. Посылает А.Н. Плещееву переделанную пьесу «Леший» для «Северного вестника».

24 марта. А.Н.  Плещеев в письме Чехову высказывает свое отрицательное мнение о пьесе «Леший» и сообщает о прекращении журнала «Северный вестник».

Конец марта. Выходит сборник рассказов: Чехов А. Хмурые люди : Рассказы. СПб. : А.С. Суворин, 1890. Посвящается Петру Ильичу Чайковскому. В сборник вошли следующие рассказы: «Почта», «Неприятность», «Володя», «Княгиня», «Беда», «Спать хочется», «Холодная кровь», «Скучная история», «Припадок», «Шампанское». Во все рассказы внесены изменения. Рассказы «Беда» и «Володя» — это новые заглавия рассказов «Баран» и «Его первая любовь».

21 апреля −11 июля. Отъезд на Сахалин. Маршрут поездки: Ярославль – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Томск – Иркутск – Благовещенск – Николаевск – Александровская слобода.

Апрель. Пьеса «Трагик поневоле (Из дачной жизни)» напечатана с небольшими исправлениями текста в журнале «Артист», кн. 7.

До 7 июня. Выходит второе издание сборника рассказов «Хмурые люди».

11 июля. Прибытие на Сахалин, где пробыл три месяца.

22 июля. Встреча с генерал-губернатором А.Н. Корфом в присутствии генерала В.О. Кононовича.

Чехов на торжественном обеде в квартире начальника острова. Знакомится почти со всей сахалинской администрацией.

30–31 июля – начало августа. Чехов знакомится с Александровским округом — с лежащими по реке Дуйке — Александровским постом, селениями Корсаковским и Ново-Михайловским. Переписывает население.

После 30 июля до 10 октября. Обследует селения о. Сахалина и производит перепись всех каторжных и поселенцев острова. Чеховым заполнено около 10 000 карточек, в которых записаны имя, отчество, фамилия, возраст, время прибытия на Сахалин, место поселения, семейное положение, основное занятие, наличие хронических болезней и сведения о получаемом пособии. (На обороте некоторых карточек встречаются обобщающие заметки Чехова статистического характера.)

10 сентября. Вечером на пароходе «Байкал» отправляется из Александровска в Южный Сахалин.

13 сентября – 10 октября. Производит перепись в селениях Южного Сахалина, пользуется помощью смотрителя поселений Н.Н. Ярцева.

19 октября – 7 декабря. Путь из Владивостока в Москву морем, вокруг Азии, через Индийский океан, Суэцкий пролив, Константинополь, Одессу. В Цейлоне делает более 100 верст по железной дороге. Привозит оттуда двух редких зверьков — мангустов.

7 декабря. Прибывает в Москву. Селится на квартире, в которую без него переехала семья — на М. Дмитровке, в д. Фирганг (маленький флигель в глубине двора).

1890. Выходит иллюстрированный календарь «Стоглав» на 1890 г. (СПб., 1890), в котором напечатан рассказ Чехова «Шампанское (Рассказ проходимца)» с небольшими исправлениями.

1891

5 января. Чехов впервые упоминает о начале работы над повестью «Дуэль».

8−29 января. В Петербурге. Делает визиты и видается со знакомыми. Приходится говорить о Сахалине и Индии.

До 14 января. Выходит второе издание сборника рассказов Чехова «Детвора».

30 января. Возвращается в Москву.

В письме И.А. Бунину дает согласие прочесть в рукописи его рассказы и дать о них отзыв.

Январь − февраль. Покупает и собирает книги для сахалинских школ. Отправляет на Сахалин книги и школьные программы.

До 5 февраля. Возвращается к работе над повестью «Дуэль».

20 февраля. Впервые поставлен в Малом театре водевиль Чехова «Предложение». «В веселом водевиле А. Чехова „Предложение“ очень были хороши Н.А. Никулина и г. Макшеев. К сожалению, нельзя этого сказать о г. Музиле, совершенно не подходящем по своим физическим средствам к очень забавной роли Ломова» («Московский листок», 21 февраля).

Начало марта. Продолжает работу над повестью «Дуэль».

8 марта. Отправляет 7 ящиков книг (2200 томов) в сахалинскую библиотеку.

13−17 марта. В Петербурге. Вместе с Д.В. Григоровичем посещает выставку художников-передвижников. В письме сестре Марии Павловне: «Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина <„Тихая обитель“> производит фурор… Во всяком случае успех у Левитана не из обыкновенных». В Михайловском театре вместе с И.Л. Леонтьевым (Щегловым) и А.С. Сувориным на спектакле «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира с итальянской актрисой Э. Дузе. «Я по-итальянски не понимаю, но она так хорошо играла, что мне казалось, что я понимаю каждое слово. Замечательная актриса. Никогда ранее не видел ничего подобного». Уезжает за границу.

19−21 марта. В Вене. «Ее нельзя сравнить ни с одним из тех городов, какие я видел в своей жизни. <…> Особенно хороши собор св. Стефана и VotivKirche. <…> Великолепны парламент, дума, университет… все великолепно, и я только вчера и сегодня как следует понял, что архитектура в самом деле искусство».

22−24 марта. В Венеции. Осматривает достопримечательности: собор св. Марка, Дворец дожей, «Дом Дездемоны», квартал Гидо, усыпальницу Кановы и Тициана (Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари). Впечатления от Венеции найдут свое отражение в «Рассказе неизвестного человека».

27 марта −10 апреля. Маршрут путешествия: Болонью – Флоренцию − Рим. Осматривает Ватикан, собор св. Петра, Капитолий, Колизей, Форум − Неаполь. Осматривает Помпею. Взбирается на Везувий – Рим.

11−14 апреля. Посещает Ниццу и Монте-Карло, играет в рулетку.

19 апреля. Приезжает в Париж. Отправляется на Международную выставку, однако павильоны видит только снаружи.

22 апреля. Посещает музей А. Гревена (Musée Grevin) — галерею восковых фигур исторических лиц.

Чехов на заседании палаты депутатов.

2 мая. Возвращается в Москву.

4 мая. Чехов с семьей уезжает на дачу в Алексин Сызрано-Вяземской жел. дор.

Середина мая. Знакомство с помещиком Е.Д. Былим-Колосовским, случайным попутчиком И.И. Левитана и Л.С. Мизиновой. Поездка к нему в имение Богимово за 10−12 верст от ковригинской дачи.

17 мая. Работает над книгой «Остров Сахалин». Пишет главу XII «Климат Александровского округа».

После 18 мая. Знакомство с живущими в Богимове дачниками — зоологом В.А. Вагнером, живущим с женой и теткой, и семьей художника-академика. А.А. Киселева.

Май. Работает над книгой «Остров Сахалин» и повестью «Дуэль».

Лето. Чехов с Вагнером, Киселевым и Былим-Колосовским часто посещают соседнюю усадьбу, где был «дом с мезонином». В это лето в свою усадьбу приезжает ее владелица Раковская с племенником и племянницей.

18 августа. Завершает работу и отправляет А.С. Суворину в Феодосию повесть «Дуэль».

4 сентября. Возвращается в Москву.

До 12 октября. Выходит второе издание сборника Чехова «Пестрые рассказы» в значительно переработанном виде. Сокращен почти на половину — из 77 рассказов первого издания во второе включено только 34. Кроме них, 6 рассказов взято из сборника «Невинные речи» и один рассказ — «Пассажир 1-го класса» — впервые внесен в сборник. 22 рассказа для второго издания переработаны. Рассказ «Новинка» дан с новым заглавием «Винт».

22 октября – 27 ноября. В одиннадцати номерах «Нового времени» печатается повесть «Дуэль».

17 декабря. Выходит отдельное издание повести «Дуэль» (изд. Суворина, СПб., 1892). Для этого издания Чехов изменил деление на главы (с 17-ти на 21), расширил текст, заменил некоторые слова и вычеркнул ряд фраз.

Около 17 декабря. Написан водевиль «Юбилей» (Шутка в одном действии). Переделан из рассказа «Беззащитное существо» (1887).

21 декабря. По предложению Д.Н. Анучина, Чехов избран в члены географического отделения Общества любителей естествознания.

Декабрь. Занимается организацией помощи голодающим. Посылает в Нижегородскую губернию собранные деньги.

1891. Выходит третье издание сб. «Хмурые люди».

Выходит пятое издание сб. «В сумерках».

У Чехова И.И. Левитан. Написал этюд, который находится в ялтинском кабинете Чехова.