Top.Mail.Ru

1892−1904

Хроника жизни и творчества А.П. Чехова (1892−1904)

1892

Начало января. Выходит 1-я книга «Северного вестника» с рассказом «Жена».

1 января. Днем Чехов у С.Н. Худекова на праздновании 25-летия «Петербургской газеты». Встреча с писательницей Л.А. Авиловой.

5 и 12 января. Выходит журнал «Север» (№ 1 и 2) с рассказом «Попрыгунья».

9 или 10 января. Возвращается из Петербурга в Москву.

14−21 января. Поездка в Нижегородскую губернию по делам организации помощи голодающим.

2 февраля. Дата подписания договора на покупку Чеховым имения Сорохтина при селе Мелихове.

3−11 февраля. С А.С. Сувориным в Воронежскую губ. по делам организации помощи голодающим. В театре смотрит свою пьесу «Медведь». Посещает казенный Хреновский конский завод (управляющий С.П. Иловайский).

До 28 февраля. Выходит отдельным изданием повесть Чехова «В ученом обществе» под новым заглавием «Каштанка» с иллюстрациями художника А.С. Степанова (изд. Суворина, СПб., 1892). В это издание Чехов ввел новое деление на главы, заменил ряд фраз и написал новую главу «Беспокойная ночь».

4 марта. Переезжает в приобретенное имение Мелихово.

Март. Пишет повесть «Палата № 6».

Написал рассказ «История одного торгового предприятия» и две мелочишки «Отрывок» и «Из записной книжки старого педагога».

Между 25 и 27 апреля. Разрыв с С.П. Кувшинниковой и И.И. Левитаном в связи с выходом рассказа Чехова «Попрыгунья», в котором Кувшинникова «узнала себя». Чехов пишет письмо И.И. Левитану в связи с возникшим недоразумением из-за рассказа. По этой же причине происходит разрыв с артистом А.П. Ленским и его семьей.

Конец апреля. Работает над окончанием повести «Палата № 6».

Лето. Эпидемия холеры. В Мелихове открывает лечебный пункт. Поездки в Серпухов на заседание Санитарного совета.

20-е числа ноября. Выходит 11-я книга «Русской мысли» с повестью «Палата № 6» (подпись: Антон Чехов).

25 декабря. В газете «Новое время» (№ 6045) рассказ Чехова «Страх (Рассказ моего приятеля)» (подпись: Антон Ч.).

1892. Выходят 2-е издание рассказа «Каштанка», 3-е издание сб. «Пестрые рассказы», 6-е и 7-е издание сб. «Рассказы».

Заметка в записной книжке — сюжет рассказа «Скрипка Ротшильда».

1893

12 января. В ресторане «Малый Ярославец», по инициативе Чехова, обед беллетристов. Присутствуют: Д.В. Григорович, С.В. Максимов, А.С. Суворин, Вас.И. Немирович-Данченко, П.П. Гнедич, Н.Н. Карамзин, Н.А. Лейкин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, К.С. Баранцевич, М.Н. Волконский, Н.М. Ежов и др. «…обед вышел блестящий… Обед выдумал я, и теперь беллетристы будут собираться обедать ежемесячно».

Около 20 января. У И.Е. Репина в мастерской. Смотрит его картину «Христос в Гефсиманском саду», которая производит на него сильное впечатление.

Выходят отдельным изданием в издательстве «Посредник» рассказы Чехова «Жена» и «Именины». В рассказе «Именины» значительные исправления.

19 февраля и 17 марта. Выходит журнал «Русская мысль» (№ 2 и 3) с повестью Чехова «Рассказ неизвестного человека».

1–8 марта. Выходит сборник рассказов Чехова в издании А.С. Суворина — «Палата № 6» (СПб., 1893). В сборник, помимо «Палаты № 6», напечатанной с исправлениями, добавлением фразы в конце повести и новым делением на главы, включены рассказы: «Гусев» и «Бабы», с небольшими изменениями, и «Страх (Рассказ моего приятеля)» почти без изменений.

9–15 апреля. С небольшими изменениями выходит книга: Чехов Ант. П. Палата № 6. Рассказ. Изд. «Посредник» для интеллигентных читателей. М., 1893.

18 июня. Открытие мелиховского временного врачебного участка.

Июнь – июль. Окончание работы над книгой «Остров Сахалин».

Октябрь – декабрь. В «Русской мысли» (кн. 10, 11 и 12) публикуются главы «Острова Сахалин».

Декабрь. Чехов занимается психиатрией. В беседе с Т.Л. Щепкиной-Куперник говорил, что знание психиатрии необходимо для писателя.

1893. Знакомство с артистом П.Н. Орленевым в театре Корша на водевиле Д.А. Мансфельда «С места в карьер».

Выходят третьим изданием рассказы Чехова «Дуэль» и «Каштанка» и четвертым изданием сборники «Пестрые рассказы» и «Хмурые люди».

1894

16 января. В журнале «Артист» (№ 1) повесть Чехова «Черный монах».

17 января. Выходит журнал «Русская мысль» (№ 1) с повестью «Бабье царство».

6 февраля. В газете «Русские ведомости» (№ 37) рассказ «Скрипка Ротшильда».

18 февраля и 19 марта. В «Русской мысли» (кн. 2 и 3) продолжение произведения «Остров Сахалин».

4 марта – начало апреля. Чехов в Ялте в связи с ухудшением здоровья. Знакомится с литератором В.А. Фаусеком, его жена, скульптор, лепит бюст Чехова. Знакомится с критиком Л.Е. Оболенским.

5 апреля. Возвращается в Мелихово.

20 мая. В «Русской мысли» (кн. 5) продолжение произведения Чехова «Остров Сахалин». В этой же книге напечатана лекция В.А. Гольцева «А.П. Чехов (Опыт литературной характеристики)».

19 июня. В «Русской мысли» (кн. 6) продолжение произведения «Остров Сахалин».

24 июня. Чехов избран гласным Серпуховского земского собрания на три года.

До 26 июня. Закончена постройка флигеля.

10 июля. В газете «Русские ведомости» (№ 188) рассказ «Учитель словесности». Первая глава этого рассказа под заглавием «Обыватели» была напечатана в «Новом времени» (1889, 28 ноября, № 4940).

18 июля. В «Русской мысли» (кн. 7) окончание произведения «Остров Сахалин». (Публикация в журнале кончается на девятнадцатой главе.)

2−13 августа. Уезжает с И.Н. Потапенко в Ярославль. Оттуда на пароходе в Нижний Новгород. Из Нижнего Новгорода едут по железной дороге в Сумы к Линтваревым, где гостят шесть дней.

14 августа. Возвращается в Мелихово.

3–12 сентября. Чехов в Крыму. Приезжает в Феодосию на дачу к А.С. Суворину, потом на пароходе в Ялту.

13 сентября. Переезжает из Ялты в Одессу.

14 сентября. Вместе с А.С. Сувориным уезжает из Одессы за границу.

18 сентября – 10 октября. Маршрут путешествия по Европе: Вена – Венеция – Милан. Осматривает галерею Виктора Эммануила. Посещает цирк и выставку. Смотрит в театре «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (в итальянском переводе). Осматривает собор. – Генуя –Ницца – Париж – Берлин.

6 октября. В письме В.А. Гольцеву сообщает, что пишет для «Русской мысли» повесть («Три года»), «работаю кропотливо и потому едва кончу раньше декабря».

19 октября. Возвращается в Мелихово.

2 ноября. Отправляет партию книг в Таганрогскую городскую библиотеку.

21 ноября. Чехов, избранный присяжным заседателем, ездит в Серпухов на судебные заседания, где разбираются три дела, и во всех Чехов — старшина присяжных заседателей.

1−8 декабря. Выходит сборник «Повести и рассказы» в издании Сытина (М., 1894). В нескольких рассказах — «Черный монах», «Бабье царство», «Скрипка Ротшильда», «В усадьбе», «Володя большой и Володя маленький», «Отец», «Соседи», «В ссылке» — сделаны небольшие исправления; рассказ «Вечером» напечатан с новым заглавием «Студент». Рассказы «Обыватели» и «Учитель словесности» объединены в один рассказ «Учитель словесности», с небольшими исправлениями.

25 декабря. В газете «Русские ведомости» (№ 356) рассказ Чехова «Рассказ старшего садовника».

Декабрь. Выходят 4-м и 5-м изданиями сб. «Хмурые люди», 5-м изданием сб. «Пестрые рассказы», 7-м изданием сб. «В сумерках» и 8-м изданием сборник «Рассказы».

Выходит сборник «Между прочим», в издании журнала «Артист» (М., 1894), в котором напечатан рассказ Чехова «Красавицы» со значительными сокращениями и стилистическими исправлениями.

1895

2 января. Вместе с Т.Л. Щепкиной-Куперник на один день приезжает И.И. Левитан в Мелихово после длительного разрыва с Чеховым.

9 января. В театре Ф.А. Корша на пьесе «Madame Sans-Gêne» В. Сарду.

Между 12 и 18 января. Чехов у И.И. Левитана в мастерской.

До 19 января. Выходит журнал «Русская мысль» (кн. I) с рассказом Чехова «Три года».

27 января. Чехов приезжает в Москву. У В.М. Лаврова на обеде, в день 15-летия «Русской мысли». Встреча с К.А.  Тимирязевым. Чехов рассказывает Тимирязеву, что он автор фельетона «Фокусники», вызванный появлением брошюры Тимирязева «Пародия науки» и напечатанный в 1891 году под псевдонимом «Ц».

1 февраля. Чехов уезжает в Петербург.

8 февраля. Чехов в Мариинском театре на маскараде, организованном Обществом для пособия нуждающимся сценическим деятелям.

12 февраля. Чехов у Н.А. Лейкина, где собрались литераторы: И.Н. Потапенко, М.Н. Альбов, А.С. Грузинский, К.С. Баранцевич. Встреча с Л.А. Авиловой. Провожает ее домой.

До 15 февраля. И.Е. Репин в Литературном обществе делает набросок с Чехова.

18 февраля. Возвращается в Мелихово.

Февраль. Выходит журнал «Русская мысль» (кн. II) с окончанием повести Чехова «Три года».

7 марта. Посылает в Таганрогскую городскую библиотеку большую партию своих книг.

19 марта. Посылает В.М. Лаврову финальные главы книги «Остров Сахалин».

11 апреля. В Обществе искусства и литературы поставлена пьеса «Медведь» Чехова.

Май – июнь. Вышло отдельным изданием произведение Чехова «Остров Сахалин» (М., изд. журнала «Русская мысль») с незначительными исправлениями журнального текста и включением глав XX, XXI, XXII, XXIII. Глава XXII перепечатана с исправлениями из сборника «Помощь голодающим» (издание газеты «Русские ведомости», 1892).

Август – октябрь. Хлопочет о спасении журнала «Хирургическая летопись» от закрытия по причине недостатка средств.

8−9 августа. Чехов в Ясной Поляне у Л.Н. Толстого. В письме А.С. Суворину: «Впечатление чудесное. Я чувствовал себя легко, как дома, и разговоры наши с Л.Н. были легки». Вечерняя прогулка в Ясной Поляне, на следующий день чтение «Воскресения» Л.Н. Толстого. Читают В.Г. Чертков, а затем и И.И. Горбунов. Чехов высказывает Толстому свое мнение о романе. Находит, что особенно хорошо схвачена картина суда. Неверным же он считал только, что Маслову приговорили к двум годам каторги, на такой малый срок к каторге не приговаривают. Толстой принял это и исправил свою ошибку.

21 октября. Первое упоминание о работе над пьесой «Чайка». «…Пишу пьесу, которую кончу тоже, вероятно, не раньше как в конце ноября. Пишу ее не без удовольствия, хотя страшно вру против условий сцены. Комедия, три женские роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви».

22 октября. В газете «Русские ведомости» (№ 292) рассказ Чехова «Анна на шее».

14 ноября. Заканчивает пьесу «Чайка», которую предполагает поставить на сцене Малого театра.

Конец ноября. Пишет рассказ «Дом с мезонином». Об это сообщает в письме Е.М. Шавровой: «Теперь пишу маленький рассказ: „Моя невеста“ [„Дом с мезонином“]. У меня когда-то была невеста… Мою невесту звали так: „Мисюсь“. Я ее очень любил. Об этом я пишу».

Между 4 и 6 декабря. Читает пьесу «Чайка» у Л.Б. Яворской.

Чехов у Вл.И. Немировича-Данченко, который подробно разбирает пьесу Чехова «Чайка».

14 декабря. Чехов был в редакции «Русской мысли».

Знакомство Чехова с И.А. Буниным. Беседа о писательстве, о стихах. Бунин дарит Чехову свой очерк «На хуторе» (оттиск из «Русского богатства») с дарственной надписью.

Декабрь (?). Чехов вносит изменения в первоначальную редакцию окончания первого действия пьесы «Чайка». Вл.И. Немирович-Данченко вспоминал: «В той редакции первое действие кончалось большой неожиданностью: в сцене Маши и доктора Дорна вдруг оказывалось, что она его дочь. Потом об этом обстоятельстве в пьесе уже не говорилось ни слова. Я сказал, что одно из двух: или этот мотив должен быть развит, или от него надо отказаться совсем. Тем более, если этим заканчивается первый акт… Он со мной согласился. Конец был переделан» (Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого).

Декабрь. Выходит журнал «Русская мысль» (кн. XII) с рассказом Чехова «Ариадна».

1895. Выходят 6-м и 7-м изданием сборник «Пестрые рассказы» и 8-м изданием сборник «В сумерках».

Встреча Чехова с К.С. Станиславским в театре Корша на музыкально-литературном вечере в пользу Литфонда.

1896

Январь – середина февраля. Дважды приезжает в Петербург. Встречается с В.В. Билибиным, Д.Н. Маминым-Сибиряком, В.Г. Короленко, И.Н. Потапенко и Л.А. Авиловой.

15 февраля. Посещает Л.Н. Толстого в Хамовническом доме.

17 февраля. Едет в Серпухов по делам постройки школы в Талеже.

До 8 апреля. Кровохарканье в течение 3−4 дней.

Апрель. Выходит журнал «Русская мысль» (кн. IV) с произведением Чехова «Дом с мезонином (рассказ художника)».

Около 20 июня. Начинает постройку колокольни для мелиховских крестьян.

4 августа. Чехов на освящении талежской школы, постройка которой была завершена в конце июля.

11 августа. Отправляет пьесу «Чайка» с намеченными цензором исправлениями И.Н. Потапенко для проведения через цензуру.

Около 13 августа. Окончена постройка колокольни для крестьян.

Около 20 августа. После переговоров с цензором, которого полностью не удовлетворили намеченные Чеховом исправления в пьесе «Чайка», И.Н. Потапенко лично вносит некоторые изменения, после которых цензура пропускает пьесу (20 августа — дата цензурного разрешения пьесы).

22−31 августа. Чехов посещает Таганрог, Ростов, Кисловодск, Новороссийск.

3−13 сентября. В Феодосии, останавливается у А.С. Суворина. Видит И.К. Айвазовского.

14 сентября. Театрально-литературный комитет пропускает пьесу «Чайка».

Не позднее 7 октября. Приезжает в Петербург, останавливается у А.С. Суворина, передает ему для напечатания отдельным сборником свои пьесы «Иванов», «Дядя Ваня», «Чайка» и водевили «Медведь» и «Предложение».

8–16 октября. Читка и репетиции пьесы «Чайка» в Александринском театре. Роль Заречной после отказа М.Г. Савиной передана В.Ф. Комиссаржевской. Чехов присутствует на репетициях, которые проходят с переменным успехом.

Октябрь – декабрь. В «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» (№ 10, 11, 12) повесть «Моя жизнь».

17 октября. Премьера «Чайки» в Александринском театре, в бенефис Е.И. Левкеевой. Провал пьесы. На следующий день Чехов уезжает из Петербурга в Москву.

21 октября – 5 ноября. Прошло 4 представления «Чайки» в Александринском театре. Спектакли имели успех. После пятого спектакля пьеса снята с репертуара Александринского театра.

29−31 октября. Приезжает в Серпухов. Присутствует на серпуховском уездном земском собрании, где обсуждается вопрос о проведении шоссейной дороги от ст. Лопасня до Мелихова.

Декабрь. Выходит журнал «Русская мысль» (кн. XII) с пьесой «Чайка» с многочисленными купюрами и сокращениями по всему тексту. Места же, измененные для цензуры, восстановлены.

1897

10 январь − 5 февраля. Занимается переписью населения в Бавыкинской волости Серпуховского уезда.

Январь − февраль. Принимает активное участие в организации любительского спектакля в Серпухове в пользу земских школ.

15 февраля. У К.Т. Солдатёнкова, потом вместе ездили к И.И. Левитану, у которого Солдатёнков покупает картину и два этюда. Знакомится с В.Д. Поленовым. Вечером у профессора А.А. Остроумова.

16 февраля. Вечером в редакции «Русской мысли» на обсуждении плана Народного дворца, составленного архитектором Ф.О. Шехтелем. Встреча с К.С. Станиславским.

21−22 марта. В ночь начинается кровохарканье. Утром уезжает в Москву. Днем вместе с А.С. Сувориным присутствует на заседании съезда сценических деятелей в Малом театре. Потом во время обеда в Эрмитаже начинается сильное легочное кровоизлияние. Суворин увозит Чехова к себе в «Славянский базар». Вечером его посещает доктор Н.Н. Оболонский.

25 марта. Вечером у Чехова опять идет кровь горлом и доктор Оболонский отвозит его в клинику А.А. Остроумова, на Девичьем поле, откуда его выпишут только 10 апреля.

28 марта. Л.Н. Толстой навещает Чехова в клинике. Говорят о бессмертии. Лев Николаевич «признает бессмертие в кантовском виде; полагает, что все мы (люди и животные) будем жить в начале (разум, любовь), сущность и цель которого для нас составляет тайну. Мне же это начало или сила представляется в виде бесформенной студенистой массы, мое я — моя индивидуальность, мое сознание сольются с этой массой, — такое бессмертие мне ненужно, я не понимаю его, и Лев Николаевич удивился, что я не понимаю». Л.Н. Толстой в это время «пишет только об искусстве». «Лев Николаевич в своей книжке хочет убедить, что в настоящее время искусство вступило в свой окончательный фазис, в тупой переулок, из которого ему нет выхода (вперед)».

Середина апреля (?). Выходит журнал «Русская мысль» (кн. IV) с повестью «Мужики» со значительной цензурной правкой.

Апрель. Принимает участие в организации второго спектакля московских любителей в Серпухове в пользу земских школ.

6 мая. Дата свидетельства о пожаловании А.П. Чехову «за труды по первой всеобщей переписи населения 1897 года темнобронзовой медали для ношения на груди».

Май. Выходит сборник пьес Чехова в издании А.С. Суворина. В тексты пьес «Лебединая песня (Калхас)», «Иванов», «Медведь», «Предложение», «Чайка» внесены небольшие изменения.

5 июля. И.Э. Браз начинает писать портрет Чехова. Сеансы в комнате М.П. Чеховой по два раза в день. (Писал 17 дней и не закончил.)

13 июля. Поездка в Новоселки на открытие нового здания школы, которую строил Чехов.

Июль – август. Выходит в свет книга с повестями «Мужики» и «Моя жизнь» (издание А.С. Суворина). В повести «Мужики» восстановлен изъятый цензурой текст, который Чехов частично переделал. В повести «Моя жизнь» Чехов изменил деление на главы, сделаны исправления в тексте, добавлен подзаголовок «Рассказ провинциала».

После 23 августа. Выходит отдельным изданием повесть «Мужики» (СПб., изд. А.С. Суворина, 1897).

1 сентября. Уезжает за границу, в Биарриц (едет через Париж).

8–12 сентября. В Биаррице. Ежедневно встречается с В.М. Соболевским и В.А. Морозовым.

23 сентября. Приезжает в Ниццу. Останавливается в русском пансионе. Знакомится через В.М. Соболевского с М.М. Ковалевским.

6 октября. Встреча с художником В.И. Якоби и писателем Вас.И. Немировичем-Данченко.

Около 17 октября. Выходит издание «Koely» с портретом и автобиографией Чехова.

2 ноября. В газете «Русские ведомости» (№ 303) рассказ «Печенег».

16 ноября. В газете «Русские ведомости» (№ 317) рассказ «В родном углу».

21 декабря. В газете «Русские ведомости» (№ 352) рассказ «На подводе».

1897. Выходит литературный сборник «Призыв» в пользу престарелых и лишенных способности к труду артистов и их семейств. В нем напечатаны два рассказа Чехова: «Рассказ г-жи NN» и «На кладбище» (подпись: Лаэрт).

Вышли 9-м и 10-м изданием сборник «Пестрые рассказы», 11-м изданием сборник «Рассказы», 10-м изданием сборник «В сумерках».

1898

Начало февраля. Выходит журнал «Cosmopolis» (т. IX) с рассказом «У знакомых».

14 марта. В Ниццу приезжает художник И.Э. Браз для написания портрета. Чехов позирует с 8 утра до 12 часов дня ежедневно примерно до начала апреля.

14 апреля − 1 мая. Приезжает в Париж с М.М. Ковалевским. Был в Салоне на вернисаже. Посещает Версаль. Обед у И.И. Щукина.

16 апреля. Знакомство с М.М. Антокольским. По просьбе П.Ф. Иорданова Чехов ведет переговоры со скульптором о возможности перелить под его наблюдением статую Петру Великому для Таганрога к 200-летию города.

До 20 июля. Выходит журнал «Русская мысль» (кн. VII) с рассказом «Человек в футляре».

Около 20 августа. Выходит журнал «Русская мысль» (кн. VIII) с рассказами «Крыжовник» и «О любви».

Начало сентября. Выходят «Ежемесячные литературные приложения» к журналу «Нива» (№ 9) с рассказом «Ионыч».

9−15 сентября. Приезжает в Москву. Присутствует на репетициях «Чайки» и «Царя Федора Иоанновича» в Московском Художественном театре. Знакомится с артистами Художественного театра. Посещает Третьяковскую галерею и цирк А.И. Соломонского.

18 сентября – конец сентября. Приезжает в Ялту. Селится на даче Бушева. Встречается с К.Д. Бальмонтом, Ф.И. Шаляпиным, С.В. Рахманиновым, С.Я. Елпатьевским и В.С. Миролюбовым.

12 октября. В клинике профессора Л.Л. Левшина в Москве умирает П.Е. Чехов после операции, которая была проведена 9 октября. Чехов узнает об этом вечером 13 октября от И.А. Синани. На следующий день пишет письмо М.П. Чеховой: «…грустная новость, совершенно неожиданная, опечалила и потрясла меня глубоко… Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то житье, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни».

До 24 октября. Московское общество грамотности выпускает два рассказа «Мечты» и «Святою ночью».

До 27 октября. Покупает земельный участок в Аутке, в двадцати минутах ходьбы от Ялты. Приступает к постройке дачи.

Посылает А.С. Суворину свои юмористические рассказы для первого тома собрания сочинений.

16 ноября. Пишет первое письмо А.М. Пешкову (Максиму Горькому) в ответ на полученное от него письмо и книги.

Около 20 ноября – декабрь. Принимает активное участие в сборе пожертвований в пользу голодающих детей Самарской губернии.

8 декабря. Покупает участок с небольшим домиком в Кучук-Кое, в тридцати пяти километрах от Ялты.

17 декабря. Премьера «Чайки» в Московском Художественном театре. Спектакль прошел с огромным успехом. Ночью Вл.И. Немирович-Данченко отправляет Чехову телеграмму, рассказывая о колоссальном успехе его пьесы.

Декабрь. Выходит журнал «Русская мысль» (кн. XII) с рассказом «Случай из практики».

В «Журнале для всех» (№ 12) напечатаны с исправлениями старые рассказы: «Акцизный» (с новым заглавием «Муж»), «Бука» (с заглавием «Необыкновенный») и «Жилец № 31» (с заглавием «Жилец»).

1898. Выходят 11-м и 12-м изданием сборник «Пестрые рассказы», 11-м изданием сборник «В сумерках», 12-м изданием сборник «Рассказы», 8-м изданием сборник «Хмурые люди» и 3-м изданием книга «Мужики» и «Моя жизнь».

1899

3 января. В газете «Русские ведомости» (№ 3) рассказ «Новая дача».

Выходит журнал «Семья» (№ 1) с рассказом «Душечка».

Середина января. В журнале «Книжки „Недели“» рассказ «По делам службы».

20 января. Телеграфирует П.А. Сергеенко о своем согласии заключить договор с А.Ф. Марксом. По условиям этого договора Чехов получает 75 000 рублей за все напечатанное под фамилией и псевдонимами, редакция издания принадлежит ему, как и доход с пьес. За будущее предварительно напечатанное 250 рублей за лист и через каждые 5 лет 200 рублей надбавки за лист. В письме сестре М.П. Чеховой: «…продажа, учиненная мною, несомненно имеет свои дурные стороны. Но несомненно есть и хорошие. Во-1-х), произведения мои будут издаваться образцово, во-2-х), я не буду знаться с типографией и с книжным магазином, меня не будут обкрадывать и не будут делать мне одолжений, 3) я могу работать спокойно, не боясь будущего, 4) доход не велик, но постоянен…»

Около 12 февраля. Приступают к насаждению сада на участке ялтинской дачи.

20 февраля. В ответном письме режиссеру Малого театра А.М. Кондратьеву дает согласие на постановку пьесы «Дядя Ваня» на сцене Малого театра.

Февраль − март. Чехов собирает свои рассказы из разных изданий для передачи А.Ф. Марксу. Делает строгий отбор произведений для включения в собрание сочинений. Тщательно их редактирует. Вносит исправления в рассказы «Ирония судьбы» и «Водобоязнь», новые названия — «В гостиной» и «Волк», но в собрание сочинений не включает. Также в собрание сочинений не был включен рассказ «В наш практический век, когда и т.д.» (нов. заглавие «Жених»).

19 марта. Встреча с М. Горьким, которому дарит свою книгу: Чехов А. Мужики и Моя жизнь. СПб. : А.С. Суворин, 1899.

Около 20 марта. Выходит сборник «Памяти В.Г. Белинского», в котором напечатаны со стилистическими исправлениями старые рассказы «Оратор», «Неосторожность» и «В бане».

8 апреля. Заседание Театрально-литературного комитета признало пьесу Чехова «Дядя Ваня» достойной постановки только при условии изменений и вторичного представления в комитет.

До 10 апреля. Знакомится с приехавшим в Ялту А.И. Куприным, встречается с И.А.  Буниным.

После 14 апреля. Чехов передает пьесу «Дядя Ваня» в Художественный театр.

После 18 апреля. Чехов с О.Л. Книппер на выставке картин И.И. Левитана.

1 мая. На закрытом показе «Чайки» (в постановке Художественного театра), который проходил в помещении театра «Парадиз» специально для него.

До 7 мая. Чехов у Вл.И. Немировича-Данченко на чтении пьесы «Дядя Ваня».

7 мая. Чехов снимается с артистами Художественного театра, участвующими в спектакле «Чайка».

12 мая. Посылает А.Ф. Марксу для собрания сочинений 54 рассказа.

24 мая. Приезжает в Москву из Мелихова. С вокзала отправляется в Художественный театр на репетицию спектакля «Дядя Ваня».

После 27 мая. Выходит из печати литературно-художественный сборник «Помощь пострадавшим от неурожая» (издание газеты «Курьер»), в котором со стилистическими исправлениями напечатан старый рассказ «Сказка», под заглавием «Без заглавия».

Июнь. Выходит «Пушкинский сборник», в котором с многочисленными изменениями и исправлениями напечатан старый рассказ Чехова «В лесу (Рассказ ямщика)», под новым заглавием «Происшествие (Рассказ ямщика)».

14−17 июля. Чехов в Таганроге. Осматривает завод и ведет переговоры с П.Ф. Иордановым о месте отливки статуи Петра I для памятника в Таганроге. Беседа с А.Б. Тараховским.

До 25 августа. Посещает XXVII Передвижную выставку картин Товарищества передвижных художественных выставок. Встреча с И.А. Новиковым.

25 августа. Посылает А.Ф. Марксу пьесы для VII тома собрания сочинений. Уезжает в Ялту.

22 сентября. Посылает Е.П. Карпову пьесу «Дядя Ваня» для постановки в Александринском театре. В письме высказывает свои пожелания в распределении ролей.

26 октября. Премьера спектакля «Дядя Ваня» в Художественном театре, который прошел со средним успехом.

27−29 октября. Отзывы в московских газетах о первом спектакле «Дяди Вани» в Московском Художественном театре. Отмечают большой успех пьесы, указывают на отдельные недочеты.

Ноябрь − декабрь. Рассылает отпечатанное воззвание о сборе средств на постройку в Ялте санатория для приезжающих туберкулезных больных.

6 декабря. Чехову пожалован орден Св. Станислава «за отличное усердие в делах народного просвещения».

Около 20 декабря. Выходит первый том собрания сочинений А.П. Чехова в издании А.Ф. Маркса.

25 декабря. Выходит бесплатное приложение к «Петербургской газете» (№ 52) — «Наше время», в котором напечатан со стилистической правкой и сокращениями старый рассказ Чехова «Художество» с иллюстрациями Ф. Казачинского.

Декабрь. Выходит журнал «Русская мысль» (книга XII) с рассказом «Дама с собачкой».

Конец года. И.Е. Репин написал иллюстрацию к повести Чехова «Мужики» для обложки французского издания этой повести.

У Чехова композитор С.В. Рахманинов. Рассказывает Чехову о своем пребывании вместе с Ф.И. Шаляпиным у Л.Н. Толстого.

Принимает активное участие в работе ялтинских благотворительных организаций, особенно в попечительстве о приезжих больных.

Оказывает большую помощь начинающим писателям, которые приносят и присылают ему на прочтение свои рукописи.

1900

1 января. В «Петербургской газете» (№ 1) напечатан рассказ «На святках».

1−2 января. У Чехова И.И. Левитан. Услышав жалобы Чехова на то, что ему надоел Крым, что он скучает по русской природе, И.И. Левитан за полчаса написал на картоне пейзаж «Стога сена» и вставил его в камин чеховского кабинета.

14 января. Поездка в Гурзуф. Был у О.М. Соловьевой в Суук-Су. На следующий день в письме к М.П. Чеховой сообщает о покупке «кусочка берега с купаньем и с Пушкинской скалой около пристани и парка в Гурзуфе».

21 января. Посылает Г.И. Россолимо по его просьбе для организуемой детской библиотеки свои рассказы «Каштанка» и «Белолобый». В письме к нему высказывает свой взгляд на литературу для детей. «…Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т. е. из настоящих художественных произведений…»

28 января. В письме М.О. Меньшикову о Л.Н. Толстом: «Я боюсь смерти Толстого. Если бы он умер, то у меня в жизни образовалось бы большое пустое место. Во-первых, я ни одного человека не любил так, как его; я человек неверующий, но из всех вер считаю наиболее близкой и подходящей для себя именно его веру. Во-вторых, когда в литературе есть Толстой, то легко и приятно быть литератором; даже сознавать, что ничего не сделал и не делаешь, не так страшно, так как Толстой делает за всех. Его деятельность служит оправданием тех упований и чаяний, какие на литературу возлагаются. В-третьих, Толстой стоит крепко, авторитет у него громадный, и, пока он жив, дурные вкусы в литературе, всякое пошлячество, наглое и слезливое, всякие шершавые, озлобленные самолюбия будут далеко и глубоко в тени. Только один его нравственный авторитет способен держать на известной высоте так называемые литературные настроения и течения. Без него бы это было беспастушное стадо или каша, в которой трудно было бы разобраться…»

20-е числа января. Выходит первая книга журнала «Жизнь», в которой напечатана повесть «В овраге».

16 марта. Инспектор народных училищ Московской губернии извещает Чехова о награждении его грамотой и орденом Станислава третьей степени — «за отличное усердие и особые труды по должности попечителя Талежского сельского училища».

Март – апрель. Встречи с приехавшим в Ялту А.И. Куприным.

8 апреля. Чехов болен.

10 апреля. Приезжает на гастроли Московского Художественного театра в Севастополь. Первый спектакль — «Дядя Ваня».

11 апреля. Осматривает в Севастополе Херсонесский музей и развалины старого Херсонеса. Вечером — на спектакле «Одинокие» Г. Гауптмана Московского Художественного театра.

12 апреля. На спектакле Московского Художественного театра «Эдда Габлер» Г. Ибсена.

13 апреля. В связи с ухудшением самочувствия вынужден уехать в Ялту, не дождавшись спектакля «Чайка».

15 апреля. Артисты Художественного театра и писатели М. Горький, И.А. Бунин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, С.Я. Елпатьевский и другие у А.П. Чехова.

16 апреля. В Ялтинском городском театре первый спектакль Московского Художественного театра — «Дядя Ваня», в присутствии Чехова. На настойчивые вызовы публики Чехов выходит на сцену после 3-го действия и по окончании спектакля.

Между 16 и 23 апреля. У Чехова ежедневно собираются М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн, С.Я. Елпатьевский, Е.Н. Чириков, Б.А. Лазаревский и группа артистов Художественного театра.

22 апреля. В ялтинском городском театре литературный вечер, данный Московским Художественным театром в пользу «Попечительства о нуждающихся приезжих больных». Были прочитаны отрывки из пьес «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Потонувший колокол» Г. Гауптмана, «Антигона» Софокла и рассказы Чехова «Ванька» и «Событие» — М.Ф. Андреевой и два «Пестрых рассказа» И.М. Москвиным. Присутствовали Чехов и Горький.

23 апреля. Последний спектакль Московского Художественного театра в Ялте. Показана во второй раз пьеса Чехова «Чайка».

27 апреля. Читает корректуру второго тома собрания сочинений (изд. А.Ф. Маркса).

4 мая. Снимается с М. Горьким у Л.В. Средина.

22 июля. В Москве умер И.И. Левитан. М. Первухин вспоминает: «…смерть художника потрясла Чехова до глубины души. Как-то раз он заглянул при мне в… фотографию, увидел большой и очень удачный портрет Левитана, и обратился ко мне с просьбой:

− Попросите Дзюбу: ему это ни к чему! А мне портрет очень, очень дорог! Пусть отдаст его мне!

И, помолчав немного, добавил глухо:

− И пусть больше не вывешивает в приемной».

Начало августа. Встречи с В.Ф. Комиссаржевской, приехавшей в Ялту на несколько дней. Совместная поездка в Гурзуф.

8 августа. У Чехова К.С. Станиславский. Разговор о пьесе «Три сестры», которую пишет Чехов и надеется закончить к 1 сентября.

9 августа. Отправляет А.Ф. Марксу корректуру III тома.

11−12 августа. Чехов в Гурзуфе. Пишет пьесу «Три сестры».

С 18−20 августа до начала сентября. У Чехова ежедневно бывает приехавший в Ялту поэт В.Н. Ладыженский.

20 августа. В гостях у Чехова приехавшие в Ялту К.С. Станиславский и М.П. Лилина.

2 сентября. Выходит второй том собрания сочинений Чехова под заглавием «Повести и рассказы».

После 6 сентября. Выходит сборник «В мире смеха и шуток» (СПб., 1900; премия «Стрекозы»), в котором напечатаны старые рассказы Чехова: «Чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.?», «Папаша», «Тысяча одна страсть, или Страшная ночь (Роман в одной части с эпилогом) (Посвящаю Виктору Гюго)», «За яблочки», «Перед свадьбой», «По-американски».

23 октября. Приезжает в Москву. Останавливается в гостинице «Дрезден» на Тверской улице.

После 23 октября. Читает пьесу «Три сестры» труппе Московского Художественного театра.

24 октября. В Художественном театре на спектакле «Доктор Штокман» Г. Ибсена.

27 октября. Чехов и Горький в Художественном театре на спектакле «Дядя Ваня».

28 октября. Чехов и Горький в Художественном театре на спектакле «Чайка». После 3-го акта Вл.И. Немирович-Данченко преподносит Чехову лавровый венок с надписью: «Высокоталантливому другу. Дирекция и артисты Художественно-Общедоступного театра».

30 октября. Чехов, М. Горький и Е.Н. Чириков в Художественном театре на спектакле «Одинокие» Г. Гауптмана. После спектакля собрались у Чехова.

2 ноября. Чехов и М. Горький у В.М. Васнецова.

21 ноября. В Художественном театре на спектакле «Чайка».

22 ноября. В Художественном театре на спектакле «Дядя Ваня».

Вторая половина ноября. В.А. Серов у Чехова. Пишет его портрет карандашом, так как для живописного портрета у Чехова не было времени, и он предлагает отложить позирование до весны следующего года.

Ноябрь. Частые встречи и беседы с К.С. Станиславским.

11 декабря. Уезжает за границу. Сначала в Вену, потом в Ниццу.

15 декабря. Переписывает третий акт «Трех сестер».

16 декабря. Отправляет в Московский Художественный театр исправленный третий акт «Трех сестер».

16−17 декабря. Переписывает четвертый акт «Трех сестер». Вносит значительные изменения.

После 18 декабря. Присылает Художественному театру отдельные добавления и изменения к пьесе «Три сестры».

23 декабря. Первая генеральная («черновая») репетиция двух актов «Трех сестер» в Художественном театре.

28−29 декабря. Встречи с приехавшим в Ниццу Вл.И. Немировичем-Данченко.

1900. В результате разосланного Чеховым воззвания в ялтинское благотворительное общество «Попечительство о приезжих больных» поступило много пожертвований. Чехов добавил своих пять тысяч руб. и на эти средства был создан в одном из частных домов на Аутке первый небольшой пансион «Яузлар» на 20 человек.

1901

Около 13 января. Выходит из печати седьмой том собрания сочинений Чехова под заглавием «Пьесы» (издание А.Ф. Маркса).

14 января. Генеральная репетиция двух актов пьесы «Три сестры» в Художественном театре.

27 января – 7 февраля. Совершает поездку в Италию вместе с М.М. Ковалевским. Посещает Пизу, Флоренцию, Рим. Посещает собор св. Петра.

31 января. Премьера «Трех сестер» в Московском Художественном театре. О.Л. Книппер телеграфирует Чехову о большом успехе спектакля.

11 или 12 февраля. Приезжает в Одессу. Останавливается в гостинице «Лондон». Встреча с писателем А.М. Федоровым.

13 февраля. У Чехова А.И. Куприн и А.М. Федоров. Чехов рассказывает им о своем детстве. Много говорит о молодых писателях.

14 февраля. Чехов уезжает в Ялту. Провожают его на пристани А.И. Куприн и А.М. Федоров.

Вышел из печати третий том собрания сочинений Чехова (изд. А.Ф. Маркса).

16−22 февраля. Ежедневно встречается с И.А. Буниным.

19 февраля. Премьера «Дяди Вани» на гастролях Художественного театра в Петербурге. О.Л. Книппер телеграфирует Чехову: «Успех Чехова и театра громадный…»

22 февраля. Чехову посланы корректурные листы четвертого тома собрания сочинений (изд. А.Ф. Маркса).

26 февраля. Чехов посылает издательству «Скорпион» для альманаха «Северные цветы» свой старый рассказ «В море», с исправлениями и под новым заглавием «Ночью».

В «Русской мысли» напечатана пьеса «Три сестры» без авторской корректуры.

Около 16 марта. Выходит из печати седьмой том собрания сочинений Чехова («Пьесы») в новом дополненном издании.

До 14 апреля. Знакомство с художником П.А. Нилусом, которого привел к нему И.А. Бунин. Поездка с последним в Гурзуф.

Около 20 апреля. Выходит альманах книгоиздательства «Скорпион» — «Северные цветы», в котором напечатан рассказ Чехова «Ночью».

Апрель − май. Ежедневно у Чехова И.А. Куприн. Пользуется его советами врача, при описании болезни героя в своем рассказе «В цирке».

7 мая. Выходит из печати четвертый том собрания сочинений Чехова (изд. А.Ф. Маркса).

15 мая. Выходит из печати пьеса «Три сестры» в издании А.Ф. Маркса.

25 мая. Венчание Чехова с О.Л. Книппер и отъезд на кумыс в Уфимскую губернию. Венчание происходило в Москве, в церкви Воздвижения на Овражке, в Воздвиженском переулке на Плющихе. Присутствовали на венчании только четыре необходимых свидетеля, шафера: Вл.Л. Книппер, А.И. Зальца — брат и дядя О.Л. Книппер, студент-юрист Ф.И. Зейферт и студент-химик Д.В. Алексеев. После венчания Чехов и Книппер, посетив мать последней, тотчас отправились на вокзал и уехали на кумыс в Уфимскую губернию. До Нижнего Новгорода по железной дороге.

26 мая. По дороге в Уфимскую губ. Чехов и О.Л. Книппер останавливаются в Нижнем Новгороде у Горького.

13 июля. Выходит из печати пятый том собрания сочинений Чехова (изд. А.Ф. Маркса).

3 августа. Написано завещание, которое до смерти Чехова хранилось у О.Л. Книппер.

«Марии Павловне Чеховой.

Милая Маша, завещаю тебе в твое пожизненное владение дачу мою в Ялте, деньги и доход с драматических произведений, а жене моей Ольге Леонардовне — дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей. Недвижимое имущество, если пожелаешь, можешь продать. Выдай брату Александру три тысячи, Ивану — пять тысяч и Михаилу — три тысячи, Алексею Долженко — одну тысячу и Елене Чеховой (Леле), если она не выйдет замуж, — одну тысячу рублей. После твоей смерти и смерти матери всё, что окажется, кроме дохода с пьес, поступает в распоряжение Таганрогского городского управления на нужды народного образования, доход же с пьес — брату Ивану, а после его, Ивана, смерти — Таганрогскому городскому управлению на те же нужды по народному образованию.

Я обещал крестьянам села Мелихова 100 рублей — на уплату за шоссе; обещал также Гавриилу Алексеевичу Харченко (Харьков, Москалевка, свой дом) платить за его старшую дочь в гимназию до тех пор, пока ее не освободят от платы за учение. Помогай бедным. Береги мать. Живите мирно.

Антон Чехов.

3 августа 1901 г.»

12 сентября. Чехов в Гаспре у Л.Н. Толстого.

С 18 сентября. Присутствует на репетициях спектакля «Три сестры». Из воспоминаний В.В. Лужского: «Он стал смотреть пьесу осенью следующего сезона на репетициях, делал замечания настолько подробные, что даже лично ставил сцену пожара в III акте. Мной на репетициях остался недоволен, позвал меня к себе и очень подробно, с остановками и разъяснениями, прошел роль Андрея. Таких занятий с Ант. Павл. у меня было не менее трех, каждый раз он занимался со мною не менее часа. Он требовал, чтобы в последнем монологе Андрей был очень возбужден. — „Он же чуть не с кулаками должен грозить публике!“»

21 сентября. Днем на репетиции «Трех сестер» в Художественном театре. Вечером на спектакле «Три сестры», который прошел с большим успехом.

24 сентября. В Художественном театре спектакль «Три сестры» впервые с В.И. Качаловым в роли Вершинина, в связи с болезнью К.С. Станиславского.

22 октября. В письме М. Горькому подробная критика его пьесы «Мещане».

До 25 октября. Вместе с И.А. Белоусовым в Художественном театре на «Чайке».

5 ноября. Чехов у Л.Н. Толстого в Гаспре. Ездили вместе в Алупку, к морю. С.А. Толстая сняла их на одной карточке.

12 ноября. Приезд М. Горького в Ялту. Останавливается временно у Чехова.

14 ноября. Чехов с М. Горьким и К.Д. Бальмонтом у Л.Н. Толстого в Гаспре.

20−21 ноября. М. Горький, прожив у Чехова 8−9 дней, переезжает в Олеиз, где снял дачу.

22 ноября. Московским товариществом русских драматических артистов, под управлением И.А. Добровольцева, в зале ялтинского общественного собрания поставлена пьеса Чехова «Три сестры». «…Сбор был полный, но публика ругала пьесу отчаянно», — писал Чехов О.Л. Книппер.

1 декабря. Выходит из печати восьмой том собрания сочинений Чехова (изд. А.Ф. Маркса).

13 декабря. Выходит из печати девятый том собрания сочинений Чехова (изд. А.Ф. Маркса).

Декабрь. Встреча с Л.Н. Андреевым.

Выходит сборник «На трудовом пути. К тридцатипятилетию литературно-педагогической деятельности Д. Тихомирова», в котором напечатан с небольшими исправлениями «Рассказ старшего садовника».

Частые встречи с И.А. Буниным.

Осень 1901 – весна 1902. Чехов с Горьким, а иногда еще в обществе Л.А. Сулержицкого и С.Я. Елпатьевского посещают Л.Н. Толстого в Гаспре.

1902

3 и 4 января. У Чехова М. Горький. Беседа о пьесе Горького «Мещане», готовившейся к постановке в Московском Художественном театре, о распределении ролей в этой пьесе, присланном Вл.И. Немировичем-Данченко.

17 января. Чехов у Л.Н. Толстого в Гаспре.

24 января. Чехову присуждена Грибоедовская премия за пьесу «Три сестры» Обществом драматических писателей и оперных композиторов. Состав жюри: В.А. Гольцев, И.И. Иванов и А.И. Кирпичников.

Начало февраля. Чехов читает корректуру произведения «Остров Сахалин» для десятого тома собрания сочинений. Значительно сокращает цифровой материал, устраняет излишние подробности. Материал справочного характера переносит иногда в сноски, вносит стилистические поправки.

6 февраля. Посылает книги в Таганрогскую городскую библиотеку.

Около 16 марта. Выходят в издании А.Ф. Маркса в одной книге пьесы Чехова «Три сестры», «Свадьба», «Юбилей». В пьесах «Свадьба» и «Юбилей» произведены значительные изменения.

Конец марта. Встречи Чехова с приехавшими в Ялту И.А. Буниным и художником П.А. Нилусом, предполагавшим писать портрет Чехова.

3 апреля. Посылает книги в таганрогскую библиотеку.

С 3 апреля. Художник П.А. Нилус начинает писать портрет Чехова. Сеансы были короткие — 0,5−1 час. Во время сеансов почти всегда бывал И.А. Бунин.

Начало апреля. В «Журнале для всех» (№ 4) рассказ Чехова «Архиерей».

14 апреля. Приезд из Петербурга в Ялту больной О.Л. Книппер. После ее приезда работа над портретом художника П.А. Нилуса была прервана.

25 апреля. Выходит из печати десятый том собрания сочинений Чехова.

24 мая. У Чехова в Ялте В.Г. Короленко. Договариваются о совместном уходе из Академии наук в связи с аннулированием выборов М. Горького почетным академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности.

27 или 28 мая. Вместе с О.Л. Книппер приезжает в Москву. Живут на углу Неглинного пр. — по Звонарскому пер., д. Гонецкой.

Начало июня. Замысел пьесы «Вишневый сад». Рассказывает К.С. Станиславскому первые наметки содержания пьесы, из которых только кое-что вошло в окончательный текст.

17–28 июня. Чехов с С.Т. Морозовым уезжает. Маршрут: до Нижнего Новгорода по железной дороге, далее по Волге и Каме до Перми. Из Перми в Усолье — имение Морозова. Осматривает Всеволодо-Вильвенский химический завод, принадлежащий Морозову.

2−3 июля. Входит пайщиком в организованное товарищество, в ведение которого переходит Московский Художественный театр.

5 июля. Переезжает с О.Л. Книппер и А.Л. Вишневским на дачу Алексеевых — в Любимовку близ полустанка Тарасовка Ярославской жел. дор.

25 августа. Письмо в Академию наук на имя А.Н. Веселовского — отказ от звания почетного академика в связи с аннулированием выборов М. Горького.

25 сентября. Посылает книги в Таганрогскую городскую библиотеку.

29 сентября. Переделывает свой старый водевиль «О вреде табака».

Октябрь – ноябрь. Встреча с Ф.И. Шаляпиным, которому Чехов дарит свою фотокарточку.

5 ноября. В Художественном театре на пьесе Л.Н. Толстого «Власть тьмы»: «Вчера шла „Власть тьмы“ не без успеха. Не ахти какие таланты, но зато в постановке чувствуется много добросовестности и любви к делу».

1902. Пишет второе воззвание, в котором указывает на необходимость дополнительного сбора средств на устройство в Ялте санатория для нуждающихся больных.

1903

До 11 января. Чехов выписывает из Синопа много цветов для посадки в своем саду.

27 января. Пишет В.Ф. Комиссаржевской в ответ на просьбу дать для ее театра новую пьесу: «Пьеса задумана, правда, и название ей у меня уже есть („Вишневый сад“ — но это пока секрет) и засяду писать ее, вероятно, не позже конца февраля, если, конечно, буду здоров; 2) в этой пьесе центральная роль — старухи! — к великому сожалению автора и 3) если я отдаю пьесу в Художественный театр, то, по существующим в этом театре условиям или правилам, пьеса поступает в исключительное распоряжение Художественного театра как для Москвы, так и для Петербурга — и ничего тут поделать нельзя. Если в 1904 году Художественный театр не поедет в Петербург (что весьма возможно; в этом году он не поедет?), то и разговоров быть не может, если пьеса подойдет для вашего театра, то я отдаю ее Вам с удовольствием. Или вот еще что: не написать ли мне для Вас пьесу. Не для театра того или другого, а для Вас. Это было моей давней мечтой. Ну, да как бог даст. Если бы мне прежнее здоровье, то я и разговаривать не стал бы, а просто сел бы писать пьесу теперь же».

30 января. Выписывает из Сухума много разных луковиц и многолетних цветов.

Около 27 февраля. Дает С.Я. Елпатьевскому прочесть только что законченный им рассказ «Невеста».

24 марта. У Чехова М. Горький. Беседа об издании книги Е.В. Гославского в «Знании».

29 марта. Посылает книги в Таганрогскую городскую библиотеку.

Март – начало апреля. Встречи с М. Горьким, И.А. Буниным, А.И. Куприным, А.М. Федоровым.

1–2 апреля. У Чехова В.С. Миролюбов. Беседа о современных писателях: Л.Н. Толстом, М. Горьком, Л.Н. Андрееве, В.В. Вересаеве, А.М. Федорове и других. Разговор о браке Чехова с О.Л. Книппер. Чехов говорит, что он настоял на том, чтобы она не бросала сцены. Через несколько дней Миролюбов в своей записной книжке отразил некоторые высказывания Чехова о писателях во время беседы с ним:

«Ему [Горькому] нужно развивать его живописный талант, чтобы все не говорили у него одинаковым языком».

«Горький в своих рассказах великан перед Андреевым: у последнего видна натуга, напряжение, нет легкости той, когда кажется, что рассказ написан в ¼ часа. А у Гор., напр., „Мой спутник“ прелесть…»

«Читаю слова Толстого о боге, и кажется мне, что все это он говорит из старческой ненависти: не могу читать его проповедей».

«Теперь уже Гаршина нельзя читать, а про Потапенку и говорить не стоит. Мопассан сделал огромный переворот в беллетристике. После него все это так старо, что кажется чем-то отжившим их манера писания».

9 апреля. К.С. Станиславский и М.П. Лилина телеграфируют Чехову об огромном успехе спектакля «Дядя Ваня» на петербургских гастролях Художественного театра.

Вл.И. Немирович-Данченко телеграфирует Чехову: «Вчера сыграли „Дядю Ваню“ с большим подъемом духа и истинным наслаждением. Несмотря на трудность полутонов в огромном театре, успех был полный и превосходный. Первом действии очаровательная декорация Симова. Весь вечер испытывал истинно художественную радость».

14 апреля. Отсылает А.Ф. Марксу прочитанную корректуру и просит поместить рассказы в следующем порядке: «Дама с собачкой», «В овраге», «На святках», «Рассказ старшего садовника», «В море», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Архиерей». Вносит значительные исправления в рассказ «Дама с собачкой». Незначительные исправления внесены в рассказы: «В овраге», «На святках», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Архиерей».

21 апреля. М. Горький и В.В. Вересаев читают рассказ Чехова «Невеста» во второй корректуре.

До 22 апреля. Встречи Чехова с приехавшими в Ялту В.А. Маклаковым, Ф.О. Шехтелем, К.П. Пятницким, В.С. Миролюбовым.

24 апреля. Приезжает в Москву. Живет на Петровке, в доме Коровина.

14 мая. Чехов в Петербурге. Встречается с А.Ф. Марксом. Говорят о расторжении договора. Из письма М.П. Чеховой: «С Марксом я говорил, но особенного пока ничего не вышло. Он дал мне очень много (около 4 пудов) книг в роскошных переплетах, предлагал „на лечение“ 5 тысяч, я, конечно, не взял». Решили встретиться и вновь обсудить этот вопрос в августе.

У Чехова Горький. В одиннадцатом часу вечера пришел Ф.Д. Батюшков. Ночью Чехов провожает Батюшкова. Долго гуляют. Чехов говорит о тех испытаниях, через которые проходит драматург, о том, «как постановка новой пьесы изматывает нервы и какая все-таки в театре огромная притягательная сила».

23 мая. Посылает партию книг в Таганрогскую городскую библиотеку.

25 мая. Выезжает на дачу Якунчиковой на ст. Нара Брянской жел. дор., где снял отдельный флигель.

Май – до 12 июня. Читает вторую корректуру рассказа «Невеста». Вносит большие изменения.

Начало июня. Работает над пьесой «Вишневый сад».

12 июня. Уезжает с О.Л. Книппер в Звенигород для осмотра имения, продававшегося в этих местах.

13 июня. Уезжает из Звенигорода в Новый Иерусалим (Воскресенск). Останавливается в имении С.Т. Морозова Рубцове.

13–15 июня. Живет двое суток в Рубцове у З.Г. Морозовой. В беседе с ней Чехов жалуется на страшную тоску, вызванную тем, что он не знает, что писать.

15 июня. Приезжает в Москву.

16 июня. Уезжает в Наро-Фоминское.

Июнь. Встреча с С.С. Мамонтовым, приехавшим в Наро-Фоминское. Разговор о театре.

Вследствие летней грозы несколько листов рукописи пьесы «Вишневый сад» унесло ветром со стола в сад. Хлынувший дождь смыл написанное, что нельзя было разобрать ни слова. Чехову пришлось писать сцены, которые были на этих листах, снова.

9 июля. Приезжает с О.Л. Книппер в Ялту.

12 июля. В письме С.П. Дягилеву отказывается войти в состав редакции «Мира искусства»: «…В журнале, как в картине или поэме, должно быть одно лицо и должна чувствоваться одна воля. Это и было до сих пор в „Мире искусства“, и это было хорошо».

28 июля. В письме Б.А. Лазаревскому критика его книги «Повести и рассказы».

5 августа. В письме В.А. Гольцеву положительный отзыв о стихотворении К.Д. Бальмонта «Гимн солнцу».

Выражает готовность просматривать рукописи для «Русской мысли».

10 августа. Художник Н.З. Панов пишет портрет Чехова. Во время сеанса в кабинете Чехова беседуют о живописи, об И.И. Левитане, о новых открытиях в науке.

22 августа. В письме Вл.И. Немировичу-Данченко о пьесе «Вишневый сад»: «…обстановочную часть в пьесе я свел до минимума, декораций никаких особенных не потребуется и пороха выдумывать не придется… Во втором акте своей пьесы реку я заменил старой часовней и колодцем. Этак покойнее. Только во втором акте вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль».

15 сентября. В письме М.П. Лилиной о пьесе «Вишневый сад»: «…Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс».

26 сентября. Телеграфирует О.Л. Книппер: «Четыре акта совершенно готовы. Переписываю. Пришлю тебе…»

29 сентября. Пишет О.Л. Книппер о пьесе «Вишневый сад»: «Пьеса уже окончена, но переписываю медленно, так как приходится переделывать, передумывать; два-три места я так и пришлю недоделанными, откладываю их на после — ты извини».

1 октября. У Чехова доктор И.Н. Альтшуллер. «Вчера Альтшуллер долго говорил со мной о моей болезни и весьма неодобрительно отзывался об Остроумове, который позволил мне жить зимой в Москве. Он умолял меня в Москву не ездить, в Москве не жить».

14 октября. Отправляет рукопись «Вишневого сада» в Москву. В письме О.Л. Книппер дает указания о распределении и исполнении ролей.

2 ноября. Пишет Вл.И. Немировичу-Данченко о распределении ролей в «Вишневом саде» и по поводу организации Горьким в Нижнем Новгороде народного театра.

3 ноября. По просьбе М. Горького соглашается отдать «Вишневый сад» для публикации в сборник «Знание».

Начало декабря. В «Журнале для всех» (№ 12) рассказ «Невеста».

2 декабря. Уезжает в Москву.

После 4 декабря. Почти ежедневно присутствует в Художественном театре на репетициях «Вишневого сада» и спектаклях Художественного театра. Настаивает на том, что «Вишневый сад» — комедия, а не драма: «Я не помню, чтобы он с таким жаром отстаивал какое-нибудь другое свое мнение, как это…», — вспоминал К.С. Станиславский.

11 декабря. Письмо А.Н. Веселовскому в ответ на извещение об избрании временным председателем Общества любителей российской словесности: «Это избрание — честь, неожиданная и незаслуженная, о какой я не мог даже мечтать… В настоящее время, к сожалению, мне нельзя по нездоровью принимать участие в публичных заседаниях, и я просил бы, если это можно, дать мне отсрочку на год или на два. Или, быть может, я мог бы пока быть полезен Обществу по издательской деятельности, мог бы редактировать, читать корректуру, вообще делать что-нибудь…»

31 декабря. Чехов на новогоднем банкете в Художественном театре. Встреча с М. Горьким.

Декабрь. В период репетиций спектакля «Вишневый сад», текст пьесы подвергается изменениям. К.С. Станиславский вспоминал: «Пьеса долго не давалась. Особенно второй акт. Он не имеет, в театральном смысле, никакого действия и казался на репетициях очень однотонным. <…> Акт казался нам растянутым, и мы, когда Чехов приехал в Москву, обратились к нему с просьбой разрешить сократить. Видимо, эта просьба причинила ему боль, лицо у него омрачилось. Но затем он ответил: „Что ж, сокращайте…“»

1903. Начинает редактировать беллетристический отдел в журнале «Русская мысль».

Узнав, что по инициативе М. Горького к 25-летнему юбилею литературной деятельности Чехова деятели литературы и искусства намерены обратиться к А.Ф. Марксу с письмом об изменении условий договора, просит этого не делать.

В издании А.Ф. Маркса выходит отдельной книгой «Каштанка» с 55 оригинальными рисунками Д.Н. Кардовского.

1904

14 или 15 января. Присутствует на генеральной репетиции «Вишневого сада». Одобрил исполнение Л.М. Леонидовым роли Лопахина.

16 января. Слушает Ф.И. Шаляпина в опере «Демон» в Большом театре. Встреча в театре с А.И. Сумбатовым (Южиным).

17 января. Премьера «Вишневого сада» в Художественном театре и чествование автора после III акта по случаю 25-летия литературной деятельности. Чехов остается недоволен постановкой.

24−27 января. Читает корректуру «Вишневого сада» для сборника «Знания». Вносит существенные изменения.

Начало февраля. Вносит изменения во II акт «Вишневого сада». Опущено начало акта — разговор Ани и Трофимова о поездке к ярославской бабушке. Снят конец акта — разговор Шарлотты и Фирса. Часть рассказа Шарлотты о своем детстве дана в начале акта. В начальной сцене вставлен «жестокий романс» Епиходова. Прибавлен аккомпанемент гитары в коротенькой немой сцене Епиходова, проходящей на заднем плане.

До 12 февраля. На «среде» у Н.Д. Телешова, среди присутствующих М. Горький, Л.Н. Андреев, В.В. Вересаев, И.А. Бунин и др. В.А. Гольцев делает доклад о философии Ницше.

14 февраля. Едет в Царицыно смотреть продававшуюся зимнюю дачу.

Посылает книги в Таганрогскую городскую библиотеку.

Пишет Л.А. Авиловой: «…будьте веселы, смотрите на жизнь не так замысловато; вероятно, на самом деле она гораздо проще. Да и заслуживает ли она, жизнь, которой мы не знаем, всех мучительных размышлений, на которых изнашиваются наши российские умы, — это еще вопрос».

15 февраля. Уезжает в Ялту.

24 февраля. У Чехова С.Н. Щукин. Посылает его дочери иллюстрированное издание «Каштанки» с дарственной надписью.

Февраль – март. Читает и редактирует рукописи для беллетристического отдела журнала «Русская мысль».

12 марта. Маркс сообщает Чехову, что он получил от Вл.И. Немировича-Данченко корректурный оттиск «Вишневого сада» и распорядился о наборе пьесы. Посылает Чехову корректуру на просмотр. Подтверждает, что издание будет выпущено только после того, как пьеса будет «обнародована… в сборнике с благотворительной целью».

16 марта. О.Л. Книппер пишет Чехову: «Москвин умоляет, нельзя ли ему вставить фразу в 4-м акте. Когда он давит картонку, Яша говорит: „22 несчастия“, и Москвину очень хочется сказать: „Что же, это со всяким может случиться“. Он ее как-то случайно сказал, и публика приняла».

18 марта. Пишет О.Л. Книппер: «Скажи Немировичу, что звук во II и IV актах „Вишн. с.“ должен быть короче, гораздо короче и чувствоваться совсем издалека. Что за мелочность, не могут никак наладить с пустяком, со звуком, хотя о нем говорится в пьесе так ясно».

20 марта. Пишет О.Л. Книппер: «Скажи Москвину, что новые слова он может вставить, и я их сам вставлю, когда буду читать корректуру. Даю ему полнейшую carte blanche». (В печатный текст пьесы эта фраза не была добавлена, осталась только запись карандашом в суфлерском экземпляре «Вишневого сада».)

29 марта. У Чехова К.Л. Книппер с женой.

В письме О.Л. Книппер: «Лулу и К. Л. были на „Вишневом саду“ в марте; оба говорят, что Станиславский в IV акте играет отвратительно, что он тянет мучительно. Как это ужасно! Акт, который должен продолжаться 12 минут maximum, у вас идет 40 минут. Одно могу сказать: сгубил мне пьесу Станиславский».

2 апреля. Премьера «Вишневого сада» на петербургских гастролях Художественного театра.

К.С. Станиславский телеграфирует Чехову: «Успех „Вишневого сада“ у публики очень большой, несравненно больший Москвы. С третьего акта сильно вызывали автора. Знатоки восторгаются пьесой. Газетчики мало понимают. В труппе большой подъем. Я торжествую. Поздравляю. Алексеев».

Вл.И. Немирович-Данченко телеграфирует Чехову: «С тех пор как занимаюсь театром, не помню, чтобы публика так реагировала на малейшую подробность драмы жанра психологии, как сегодня. Общий тон исполнения великолепен по спокойствию, отчетливости, талантливости. Успех в смысле всеобщего восхищения огромный и больше, чем на какой-нибудь из твоих пьес. Что в этом успехе отнесут автору, что театру, — не разберу еще. Очень звали автора».

5 и 6 апреля. У Чехова художники К.А. Коровин и Н.А. Клодт. В письме к О.Л. Книппер: «Два дня подряд приходили и сидели подолгу художники Коровин и бар. Клодт; первый говорлив и интересен, второй молчалив, но и в нем чувствуется интересный человек».

10 апреля. Пишет О.Л. Книппер: «Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса так упорно называется драмой? Немирович и Алексеев в моей пьесе видят положительно не то, что я написал, и я готов дать какое угодно слово, что оба они ни разу не прочли внимательно моей пьесы. Прости, но я уверяю тебя. Имею тут в виду не одну только декорацию второго акта, такую ужасную, и не одну Халютину, которая сменилась Адурской, делающей то же самое и не делающей решительно ничего из того, что у меня написано».

27 апреля. Чехов посылает А.Ф. Марксу корректуру «Вишневого сада», «исправленную, наконец, по экземпляру, присланному из „Знания“».

3 мая. Приезжает в Москву. Селится во вновь нанятой квартире в Леонтьевском переулке, дом Катык. Нездоров.

Май. Просматривает и редактирует рукописи, присылаемые в журнал «Русская мысль».

Поступает в продажу «Сборник товарищества „Знание“ за 1903 год» с пьесой «Вишневый сад».

Встречи Чехова с артистами Художественного театра. Чехов интересуется готовившимся к постановке в Художественном театре спектаклем Метерлинка («Слепые», «Непрошенная», «Там внутри»). К.С. Станиславский вспоминал: «Надо было держать его в курсе работ, показывать ему макеты декораций, объяснять мизансцены».

Замысел новой пьесы. «В последний год жизни у Антона Павловича была мысль написать пьесу. Она была еще не ясна, но он говорил мне, что герой пьесы, ученый, любит женщину, которая или не любит его, или изменяет ему, и вот этот ученый уезжает на дальний север. Третий акт ему представлялся именно там: стоит пароход, затертый льдами, — северное сияние, ученый одиноко стоит на палубе, тишина, покой и величие ночи, и вот на фоне северного сияния он видит — проносится тень любимой женщины…», — вспоминала О.Л. Книппер.

2 июня. У Чехова Н.Д. Телешов. «На диване, обложенный подушками… сидел тоненький, как будто маленький, человек с узкими плечами, с узким бескровным лицом — до того был худ, изнурен и неузнаваем Антон Павлович. Никогда не поверил бы, что возможно так измениться.

А он протягивает слабую восковую руку, на которую страшно взглянуть, смотрит своими ласковыми, но уже не улыбающимися глазами и говорит: «Завтра уезжаю. Прощайте. Еду умирать».

Маркс телеграфирует Чехову, что не может исполнить его просьбу о внесении поправок в пьесу «Вишневый сад» и о задержке выпуска пьесы.

К.П. Пятницкий и М. Горький телеграфируют Чехову, что Маркс не должен выпускать своего издания раньше конца года.

Начало июня. Вышла отдельной книгой пьеса «Вишневый сад» в издании А.Ф. Маркса (СПб., 1904).

3 июня. По совету врачей вместе с женой уезжает в Баденвейлер.

После 3 июня. По распоряжению Чехова отправлены книги в Таганрогскую городскую библиотеку.

5 июня. Чехов и О.Л. Книппер приезжают в Берлин. Останавливаются в гостинице.

6 июня. Поездка в Тиргартен. Пишет М.П. Чеховой об улучшении здоровья.

6−8 июня. Видится в Берлине с корреспондентом «Русских ведомостей» Г.Б. Иоллосом. Из письма В.М. Соболевскому: «…большое спасибо шлю Вам и низко кланяюсь за знакомство с Г.Б. Иоллосом. Это превосходный человек, в высшей степени интересный, любезный и бесконечно обязательный. Я три дня прожил в Берлине и все три дня чувствовал на себе заботу Иоллоса».

9 или 10 июня. Приезжают в Баденвейлер. Селятся в пансионе Remerbaden.

11 или 12 июня. Переезжают в Villa Frederike.

12 июня. В письме П.И. Куркину: «…Здоровье входит не золотниками, а пудами. Badenweiler — хорошее местечко, теплое, удобное для жизни, дешевое, но, вероятно, уже дня через три я начну помышлять о том, куда бы удрать от скуки».

19 июня. Отвечает К.П. Пятницкому на его письмо, полученное Чеховым накануне. В письме Пятницкий негодовал о выпуске А.Ф. Марксом пьесы «Вишневый сад» отдельным изданием практически одновременно с выходом сборника «Знание» с этой пьесой. В связи с этим Пятницкий выражал опасения, что доходы от продажи сборника не покроют даже те расходы и обязательные платежи, которые были затрачены для его издания. Чехов пишет, что большую долю вины он должен взять на себя. Предлагает вернуть полученный от «Знания» гонорар за пьесу и возместить все убытки, которые «Знание» может понести от плохой продажи сборника. «Все, что бы я теперь ни написал Марксу, бесполезно. Я прекращаю с ним всякие сношения, так как считаю себя обманутым довольно мелко и глупо, да и все, что бы я ни написал ему теперь, не имело бы для него ровно никакого значения».

21−22 июня. Переезжают в Hôtel Sommer.

1 июля. Из воспоминаний О.Л. Книппер-Чеховой: «Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ. <…> Я сидела, прикорнувши на диване, после тревоги последних дней, и от души смеялась. И в голову не могло прийти, что через несколько часов я буду стоять перед телом Чехова!»

2 июля. В первом часу ночи просыпается от затрудненного дыхания. В два часа ночи приехал доктор, «велел дать шампанского». Чехов «покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

 

При составлении «Хроники жизни и творчества А.П. Чехова» использованы следующие книги:

Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. М. : Гослитиздат, 1955.

Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. Т. 1−3. М. : Наследие; ИМЛИ РАН, 2000, 2004, 2009.

Катаев В.Б. Краткая летопись жизни и творчества А.П. Чехова // А.П. Чехов. Энциклопедия / сост. и науч. ред. В.Б. Катаев. М. : Просвещение, 2011. С. 10−35.

Чехов А.П. Полное собр. Соч. и писем : В 30 т. М. : Наука, 1974−1983.

Переписка А.П. Чехова: В 3 т. М. : Наследие, 1996.