Top.Mail.Ru

Олег Николаевич Ефремов

Спектакли:

  • «Чайка» (1970, Московский театр «Современник»)
  • «Иванов» (1976, МХАТ СССР им. М. Горького)
  • «Чайка» (1980, МХАТ СССР им. М. Горького)
  • «Дядя Ваня» (1985, МХАТ СССР им. М. Горького)
  • «Вишневый сад» (1989, МХАТ СССР им. М. Горького)
  • «Вишневый сад» (1989, Театр «Афинеон», Афины, Греция)
  • «Иванов» (1990, МХАТ СССР имени А.П. Чехова). Капитальное возобновление.
  • «Иванов» (1990, Йельский репертуарный театр, Нью Хевен, США)
  • «Чайка» (1991, Художественный театр, Пекин, Китай)
  • «Три сестры» (1997, МХАТ имени А.П. Чехова)

Чеховские пьесы неотделимы от своего времени, от атмосферы жизни людей тех лет, от жизненного, бытового уклада и, если можно так сказать, от уклада нравственного и эмоционального. Когда репетируешь с сегодняшним актером, открывается огромная разница между тем, как ходим, говорим, ведем себя, чувствуем мы, и как все это делали герои Чехова, его современники, между миром их и наших чувств.                                Актеру, входящему в чеховский мир, надо не только исполниться духом, атмосферой жизни тех лет. Вместе с тем он не должен забывать, что Чехов — выше одной исторической эпохи, что писатель — меньше всего бытописатель; а что он, как небо от земли, далек от тех литераторов, у которых действуют либо ангелы с крыльями, либо черти с хвостами. Чехов писал о человеческом несовершенстве, но не показывал его в «химически» чистом виде. Его пьесы — это сама жизнь. Там герой борется не только с обстоятельствами, но и с самим собой. Люди сталкиваются не просто друг с другом, но и с общим течением жизни, роковым и неумолимым. И в результате у нас возникает чувство очищения, стремление сделать жизнь лучше.

Судьба наследия А.П. Чехова // Чеховские чтения в Ялте. М., 1976.

Чехов глубже всяких концепций, его нельзя всунуть в концепцию. Он дает кусок жизни. <…>

Чехов писал против пошлости жизни. Но материал его — пошлость жизни, и Чехов ее любит. И мы должны ее полюбить. В той жизни, которую он пишет, есть полет духа, но полет этот заземлен.

Мы видим, как человек прекрасен, и видим его падения. Станиславский говорил, что Чехов бесконечен. Эпоха диалектики, это верно. Но так емко понимать каждого, как понимал человека Чехов, не дано никому.

Люди — вот что самое интересное у Чехова. Они не находят закона этической жизни, оттого и мучаются. Хорошие и плохие. Чехов был атеист, а необходимость веры для каждого человека ощущал мучительно. И его герои пробиваются к таинственному в жизни, стремятся найти ее смысл.

Я советую всем прочитать стенограммы репетиций Немировича-Данченко «Трех сестер». У него — колоссальный опыт и знание людей. Он говорил: нельзя играть слова, чувства. Я добавлю: оценки, приспособления. Поэтому надо разобраться во всех обстоятельствах и механизме общения Чехова. У Чехова нет лобового общения, но общение персонажей — есть.

«…Это довольно емкая тема» // Современная драматургия. 1990. № 4. С. 226.

В «Чайке» все несут тоску по самоопределению. Когда я думаю о спектакле Треплева, то поражаюсь, насколько он современен и выражает Треплева. Треплев творит из своей души. Жизнь, любовь к Нине определяют творчество. Он не выносит половинчатых отношений. Не может существовать вне единомыслия, вне полного слияния с другим человеком. Когда Нина ушла, он не смог не то что писать — он не смог жить. Жить не для себя — вот зерно «Чайки». И это должны услышать зрители! Здесь тайна бытия…

Все непросто… : Статьи. Выступления. Беседы. Документы / Олег Ефремов. М., 1992.

«Три сестры». Как нам браться за эту пьесу? Взять режиссерский экземпляр Станиславского и все дела? Что еще мы можем обнаружить? Я думаю, что наша жизнь идет по циклам, как природа, все растет, возрождается, умирает. Это есть и в пьесе. Надо находить контрастные эмоции, отбирать внутренние столкновения. В первом акте они не слышат друг друга, во втором — наоборот, хотим услышать и быть вместе, в третьем конец, кульминация общения как такового….

Давайте разберемся, что такое жизнь, что ты должен в этой жизни сделать. Это ж во всем мире проблема, не только у нас. Так же люди мучаются и так же скучно в той же Америке. Для меня чеховские персонажи — герои, потому как они совершенствуют человеческую породу. Они зовут в будущее, потому что мучаются, когда нарушают законы порядочности, когда живут не в согласии со своей совестью. Вот в чем мудрость человеческая?

Человек переживает многое: и любовь, и отчаяние, и потерю, и несправедливость, но чеховские герои приходят к пониманию, что люди должны жить единой жизнью, едиными законами мироздания, природы. Поэтому финал «Трех сестер» — «Надо жить».

Ефремов О., Заславский Г. Все понимающий Ефремов: Диалог //

Независимая газета. 1997. 24 января.

«Дядя Ваня». Здесь нет драмы несостоявшейся крупной личности. Это же комично, смешно, когда человек кричит: «Я талантлив, умен, смел! Из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский!» Был ли дядя Ваня когда-то «светлой личностью», как он вспоминает? Человек, который вдруг проснулся, увидел, что он уже почти стар, а жизнь свою профукал! И уже поздно. Здесь возникает тема отказа от себя. Тема не только ложного идеала, но и желания обязательно служить идеалу. Какое-то недоверие к самому себе. Это уже просто его несчастье, что идеал оказался не на высоте. Что выбор он сделал не тот. А если бы Серебряков оказался тем? Стоит ли вообще отказываться от себя ради чужой жизни, добровольно приносить себя в жертву пусть даже очень достойному человеку?

Я не считаю, что он мог бы стать Шопенгауэром и всем тем, на что он претендует задним числом. Это просто самооправдание. Не Серебряков виноват, а он сам недостаточно крупен как личность. Если бы Чехов относился к нему иначе, он назвал бы пьесу не «Дядя Ваня», а, скажем, «Войницкий» — более крупно, значительно. А так дядя Ваня. Он и есть просто дядя Ваня.

Я знаю и другую традицию. Скажем, Добронравов играл дядю Ваню именно трагически, настаивая на его загубленной жизни, загубленном таланте, обвиняя в подлоге Серебрякова. Он играл пронзительно, захватывая своей трагической историей, доводя зрителей до слез, до душевной боли. Нет, наш дядя Ваня не таков. Не надо сваливать вину за свою никчемную, несостоявшуюся судьбу на других. Посмотри, а что ты мог сам, на что был способен, где виноват сам. Для меня это принципиально.

«Иванова» я ставил иначе. Там действительно трагедия. Трагедия Иванова в том, что он — деятельный, активный, талантливый человек. Но это никому не нужно. Бывают в истории такие времена, пустые, серые, вяло текущие, когда именно ум, деятельность, инициативность не нужны.

Ефремов О., Заславский Г. Все понимающий Ефремов: Диалог //

Независимая газета. 1997. 24 января.

«Актер в чеховском спектакле»… Здесь можно говорить вообще о театре, сегодняшнем театре, о том, в чем сегодня залог бесконечности этого искусства. Думаю, в той обратной связи, которая осуществляется, естественно, через актерское искусство. Можно говорить и о смысле всего творчества Чехова, и о значении актера в театральном процессе вообще, не только в чеховском спектакле. Можно говорить о пристрастии Чехова к этой категории людей, называемых актерами… И конечно, интересно поговорить и о том, что Чехов без актерского искусства просто не мог бы быть драматургом, не мог бы состояться как драматический писатель, то есть его пьесы не могли бы, я бы сказал, реализоваться на сцене, потому что все, что привнес Антон Павлович в драматургию, — это то, что мы уже называем каким-то штампованными словами, как подтекст, второй план, пауза, лейтмотивность героя и так далее; только актер может это собрать и выявить, только через актера может возникнуть Чехов, поставивший перед современным мировым театром много-много задач, которые еще придется решать… <…>

Я думаю, что многие из нас более духовны (если брать эту сторону нашего процесса), чем многие реальные герои Чехова. И выделять их в определенный штампованный круг, наверное, не стоит. Я могу только одно сказать: Чехов, как всякий великий драматург, определил, с моей точки зрения, эпоху театра ХХ века. И, думаю, дальше века, или в контрасте, или в развитии, или, наоборот, в споре с ним. Так или иначе — это драматург, писатель жизни. <…>

Давайте открывать какую-то истину в силу сегодняшнего понимания процессов, человека и многого другого. <…>

Каждый живет по своим определенным целям, задачам… Действительно, Чехов вынуждает на то, что нужно заново все делать, чтобы «развивать»... Чехова, чтобы стоять на позиции развивающегося, движущегося театра. Надо все время слышать, понимать и разбираться в жизни… Разбираться и понять, что Чехов вынуждает к этому и будет вынуждать еще долгие годы.

А наш пессимизм, я бы сказал, говорит об оптимизме времени.

1998 год

Олег Ефремов : настоящий строитель театра. М., 2011. С. 150−151.

«Иванов» (1976)

 

26 декабря 1975 г.
Верхнее фойе Основной сцены

Ефремов О.Н. …Затея наша непростая. Мы начинаем в интересный момент. Во всем мире ищут подходы к Чехову. Как быть нам, Художественному театру, который формировал свою эстетику вместе с Чеховым, когда есть традиции исполнения, когда живы еще декорации и идут «Три сестры» Вл.И. Немировича-Данченко? <…>
Мне кажется, нельзя лишить искусство сопереживания, особенно в нашем театре; нам нельзя изображать даже действие. Мне бы не хотелось рассказывать концепций. Чехов глубже всяких концепций, его нельзя всунуть в концепцию, он дает кусок жизни. Сам Чехов беспомощен в разъяснении пьесы. Пьесу современники не понимали…
  Сыграв «Иванова», легче сыграть другие пьесы. Здесь все запрограммировано: и образ интеллигента. Правда, Иванова играли борцом, бойцом. А чеховские герои — не борцы, от этого они страдают и живут с чувством вины. От того, что они чего-то не совершили, они страдают.
  Своеобразие пьесы в том, что Чехов находит лейтмотивность характеров, своеобразие моментов общения. И вместе с тем в «Иванове» еще много старой драмы, особенно во втором акте, написанном, грубо говоря, под Островского. Мы попробуем обогатить его Чеховым.
  Мы пойдем путем исследования. Мы, сегодняшние люди, пойдем сегодняшними путями, от себя — в смысле понимания людей, а не играния их нашим современниками.
  Концепция — идти от этих людей, искать оригинальность связей. Они могут быть странными, хотя они и человеческие.
  Спектакль мы начнем со второго акта, чтобы сблизить его со всей пьесой.
  Это не разрушит ткани, а даст нам ощущение главного события — дня рождения, странного, когда никого не угощают. И там странность: человек играет на виолончели, а другой мается, уходит.
  Самое ценное — не мое придуманное. Важнее актерские рождения, для этого надо постепенно подобраться к зерну.
  Чехов писал против пошлости, но материал его — пошлость, и Чехов ее любит. И мы должны ее полюбить. С одной стороны — полет духа, с другой — заземленность. Мы можем видеть, как человек прекрасен, и с другой стороны его видеть другим. К.С. Станиславский говорил, что Чехов бесконечен. Эпоха диалектики — это так, но так емко понимать каждого, как Чехову, не дано никому. Важно — люди, люди, люди, которые не находят закона этики, оттого они и мучаются. Хорошие и плохие. Чехов был атеист, от того он и мучился. Нечто мистическое — вне оценок, вне смысла — в жизни есть. Ведь смысла жизни нет, а мы его ищем, или, погрязая в сегодняшнем бойцовском ритме, мы этот поиск теряем.
<…>
Второй акт делится пополам, а в серединку вставляется первый. Так интереснее будет и ругань про Иванова.
<…>

6 января 1976 г.
Кабинет художественного руководителя

<…>
Ефремов О.Н. А в чем он не идет навстречу ей? В чем его вина перед ней?
<…>
Она сама объясняется в любви. Где ее застенчивость, стыдливость? В чем ее уникальность отношений с Ивановым? — Спасти, сделать. Так врач злится на больного, если он помер. Он что-то созидал, а у него не вышло. Так и режиссер может злиться на актера.
  В этой любви должна быть претензия к Иванову. Чем она движима к нему как к материалу для деятельности?
Кондратова Е.Ю. Он подогревает меня сопротивлением.
Ефремов О.Н. Любовь он дает. Ей нужно что-то другое. А вас не понимают, вы упали, но я, я могу вас спасти.
  В чем он чувствует себя виноватым? С дядей понятно. Он перед ним виноват. Она ему нравится, молоденькая. Она хочет от него шагов. Женитьбы — тогда иначе нельзя было. Деятельности. Он всегда бросал вызовы — женитьбой, женитьбой на Сарре. Будь таким же… А он не может. И он это чувствует и понимает. Он понимает всю вину.
  Ты права, и в этом нет никаких сомнений.
  Образ его должен у тебя сформироваться. Какой он был. Придумай его реально, конкретно, в каждой           поре.
  Претензиями будем развивать Иванова, тогда можно будет чего-то добиться.
  Люблю — конечно. А за этим — созидательное начало. А за этим — претензия: ты должен быть таким. Точное слово — претензия… Слова любви — ладно; создать, пожертвовать, обязательно — пожертвовать. В этом ход к характеру: не просто милая девушка, полюбившая. К тебе протягивают руку, а ты ренегат какой-то. Конечно, он чувствует свою вину.
  Я не могу бросить Сарру, умирающую, больную, а она жертвует, ждет. Мы его так запутаем, что он у нас раньше застрелится. Смоктуновскому только надо будет понять.
  В декорациях надо будет маленькую церковку поставить. Жил без быта, вдруг стал о душе думать, как все к нему с претензиями.
  Он был человек возбудимый. И есть. Как он возбуждается с Львовым, желая выговориться.
<…>
Мы должны начать спектакль сразу про Иванова. И долг. И муж туда ходит все время. Этот разговор возникает ведь не сразу, а надо к нему сразу готовиться.

14 февраля 1976 г.
Новое репетиционное помещение

(Пробуют сцену: Шабельский - Сарра)

Ефремов О.Н. Ее прорвало здесь. Тогда мы соединим взаимоотношения с графом и то, что в ней накопилось.
Они ушли − и опять ей не интересно. Именно при них можно было устроить эту штуку. И все скисло: «Сова кричит…» По действию я провоцировал: замолчи же, дядя. (Васильевой Е.С.) Уйди в конкретность − «а что бы вы сделали». (Прудкину М.И.) Пока не сядете. Он не задумывается. Есть энергия от предыдущего куска. Я бы показал, какой я. Надо искать самое веское. (Васильевой Е.С.) Она ехидная здесь − «а еще что». Они пиявят друг друга. (Прудкину М.И.) Я понимаю, что она посадила меня в калошу… И про жену без сантиментов. Кончается сцена, мы поворачиваем круг и застаем самый разгар диалога.
Смоктуновский И.М. Почему он здесь так может разойтись?
Ефремов О.Н. Это очень горько. Я не просто его отговариваю. 35 − как возрастной барьер. Как нас всех скрутило. «Выбирайте жизнь по шаблону». Надо то, что Бог хочет, что все хотят. А то взлетишь и …Люблю Сарру − это не то, что люблю. Это было в той жизни. В той, которую я не осилил. В монологе могут быть паузы. Ты будешь в кабинете. Стол будет завален бумагами. Ты будешь отходить, выходить вперед. Он не учит его, а рассказывает о себе. Вы − делайте, а я уже этого не могу. Тогда мы начнем понимать его сложности. И думать: взметнись.
Смоктуновский И.М. А он не взметывается.
Ефремов О.Н. Взметнется в конце акта, с Шурочкой. А потом снова все начнется: эти с сигарами, жена умрет и т.д.
Раненый тогда человек, кровоточащий. Паузу можно: «это честнее, здоровее…»
Каким он был? Вот таким − темпераментным, острым. А к этому моменту ты вполне подойдешь.
Киндинов Е.А. А что я так разволновался?
Ефремов О.Н. Да он ренегатство проповедует.
Киндинов Е.А. Что, он ничего не слышал? Он опять про Сарру. Или тут сознательно?
Смоктуновский И.М. Тут хорошая фраза: я скажу вам прямо, без обиняков.
Ефремов О.Н. (Киндинову Е.А.). А я думаю, он не понял, что он ему сказал. Сколько ошибок, несправедливостей - о чем это он? Тебя что-то задело оттого, что тебе это недоступно. Что за жизнь была? Ценности жизни яснее, − говоришь ты. Дело не в Сарре, он вдруг понял, о том, что он понял.
Киндинов Е.А. Он ушел. А надо мне с ним договаривать.
Ефремов О.Н. Тебе надо, чтобы он признал, что он подлец, и чтобы он жил, как я велю.
Смоктуновский И.М. Дело в фанаберии, в социальности.
Ефремов О.Н. Откуда возникает темперамент? Откуда ненависть берется? Допустим, я тебе что-то говорю, объясняю, советую, и половину на французском языке, которого я не понимаю.
Киндинов Е.А. Как Иванов говорит и как Киндинов его слушает?
Ефремов О.Н. Как с режиссером, которого он не понимает, но который считается первым. Как Немирович-Данченко с Мейерхольдом. Для Немировича-Данченко Мейерхольд − фигляр.
Сегодня что мы поняли?
Не так просто с Саррой. В этом кусочке должен быть прежний Иванов, а потом снова спрятаться. Человек расстается со своим прошлым саркастически.

8 декабря 1976 г.
Верхнее фойе

<…>

Ефремов О.Н. Необходимо единство и развитие действия, если этого не будет, другого ничего нет.
Когда появляются свет, гримы, все распадается.
Самое начало. Мизансцена, которая у нас намечается, возникает случайно.
Нам иногда логика Чехова кажется странной. Пример − «Вишневый сад». Лопахин. То, что я видел, меня не удовлетворяет. Больше других устаивает меня Каюров. Нельзя в Лопахине играть просто купца. Он странный человек. Он уговаривает Раневскую, он любит ее. Для зрителей неожиданно, что он купил этот сад. В психологии, что делает Чехов? Но поступкам он раскрывает столкновение с действительностью. Для Чехова важнее конфликт и существование человека помимо реальности. Они совершают поступки неожиданные. Вдруг человек, пребывающий в апатии, целует молодую девушку, можно строить пьесу, как адюльтер. Но Чехов есть Чехов. Целует не потому, что влюблен. Для него самого возникает неожиданный поступок, потому что в нем живет желание жизни, желание изменить себя, человека несет помимо партнера. Из нас выпрыгивают поступки и дела, независимые от взаимоотношений.
Вдруг сказали − Иванов. А круг ассоциаций шире, чем просто Иванов, он сопряжен с кругом вашей жизни. Вас понесло - другие подспудные связи с действительностью понесли вас. Или вдруг монолог. Бабакиной. Не надо бояться раскрывать подспудное. Оно − главное в Чехове, чем я живу. Этим труден Чехов. На первый взгляд пьеса проста, примитивна - без главных счетов с жизнью, не сказанных в словах, без нафантазированного будущего, без мечты. Вдруг Бабакина налетела на Иванова - это будет одухотворено главным в ней.
Шурочка − я мечтаю о будущем, о деятельной жизни, любви. Я не знаю, как это реально, но ощущение это сидит.

22 декабря 1976 г.
Новое репетиционное помещение

Из замечаний после прогона со зрителями

Ефремов О.Н. <…> Приятно, когда доходят наши старания, что нет моральных оценок каждого образа. Чеховская идея − человек сложнее наших надстроечных представлений о нем − доходит, нет суждений: хороший − плохой. В спектакле есть, значит, жизнь, и каждый делает свой вывод, больше говорящий о смотрящем…
   Чеховеды отмечали построение спектакля вокруг Иванова, приняли его, приняли ансамбль. Мы вывели его из лишнего быта, хотя спектакль бытовой. П.А. Марков, который помнит все со своих 15 лет, считает, что это помогает лучше воспринимать Чехова. И внешняя партитура, и слуховой ряд − в традициях Художественного театра, его эстетики… Человек молодого поколения сказал: как хорошо, что герой никого не учит, что нет прямых столкновений и пр.

 

 

«Три сестры» (1997)

 

Андрей                                                                                 - С.В. Шкаликов

Наташа                                                                                 - Н.С. Егорова

Ольга                                                                                    - О.Б. Барнет

Маша                                                                                    - Е.В. Майорова

Ирина                                                                                   - П.В. Медведева

Кулыгин                                                                                 - А.В. Мягков

Вершинин                                                                            - С.А. Любшин

Тузенбах                                                                               - В.В. Гвоздицкий

Соленый                                                                               - А.Д. Жарков

Чебутыкин                                                                             - В.М. Невинный

Федотик                                                                                - М.В. Бескоровайный

Родэ                                                                                       - А.В. Давыдов

Ферапонт                                                                              - В.С. Давыдов

Анфиса                                                                                 - С.С. Пилявская



Режиссер-постановщик — О.Н. Ефремов
Режиссер — Н.Л. Скорик
Художник-постановщик — В.Я. Левенталь
Помощник режиссера — Т.В. Межина

 

22 декабря 1995 года
Кабинет О.Н. Ефремова

<…>
Ефремов О.Н. Большой серьезный дом. Они его купили, не снимают. А Чебутыкину и Тузенбаху сдают. А сдавать стали только после смерти отца. Чебутыкин-то друг семьи. Он был с ними и в Москве. И Вершинин тоже тогда приходил. Но главное нам атмосферу людей того времени. Меняется окружение, быт, обстоятельства, но природа человека остается. Но их быт надо хорошо знать и понимать. Например, образ женщины в черном платье очень силен у Чехова.
Майорова Е.В. И тоже Маша.
Ефремов О.Н. Но мы поглядим, в черном ли?
Медведева П.В. Он писал символично, одна в белом, другая в черном.
Ефремов О.Н. Может, мы другое найдем.
Медведева П.В. Надо только, чтобы их любовь была не слащавой.
Ефремов О.Н. Для нас это слащаво, а для них естественно. У нас же век совсем не сентиментальный… Все, о чем мы говорим, должно вас вдохновлять на дальнейшее внедрение… мы должны точно знать, когда, что и т. п. Насчет Андрея понятно, почему не стал дальше… да потому, что папа вроде за него был, и папа воспитал, и Ольга, натура восприимчивая, почему сразу влюбился в Наташу, почему в карты стал играть, наверное, азарт. Скорее Ленский. Это определенное мироощущение, и когда такого загоняют в определенную клетку… И Ольги трагедия в том, что твои цыплята, да любая мать-львица прячем львят ото льва. Лев ленив, львица охотиться, кормит льва. А он может своего детеныша сожрать. И если развитие, то ничего не получается. У Маши травма, она все время берет себя в руки, потом ломается. А может, больше всего переживает Ольга. И Тузенбаха убили. И она и говорит, что надо жить все равно. Не случайно даны ей эти слова…


21 марта 1996 года
Кабинет О.Н. Ефремова

<…>
Шкаликов С.В. Настроение: как обманула жизнь, весна не состоялась. Если во втором акте я говорю, что жизнь обманула, а в первом «О счастье, о радость!» И тоска, и смотришь записи, и все кажется смешным, наивным, и мечта стать профессором тоже. И не спится ему, и не перевел книжку. Первый акт — надежда, второй — тоска, третий — отчаяние, четвертый — смерть. Тоска сменяется поиском выхода и ошибочно в подмене.
Ефремов О.Н. В принципе, я согласен с тобой. Можно и процитировать, а вот именно сегодня, сейчас это состояние, от чего ты снова кинешься в этот клуб, от чего ты бежишь? Может быть, и снится. «Что Наташа?» Может быть, с ней завяжется этот разговор. Да, ясно, что какие-то темы она не может, но у него есть эта потребность. В чем она? Ну, давайте просто почитаем. (Читают.) Насколько ж он, что это… просто принес, рассказал две байки. Что там вертится? Пускай мы это не услышим. Ведь не зря «Ты был в Москве? <…> Ступай». Только здесь обнаружил, что его нет. Он это и сформулировал: «чужой», у такого человека это все гораздо объемнее за этим. Снится ¾ не буквально каждую ночь я вскакиваю. У него это выливается в разговор с Ферапонтом, все равно точек он не ставит и дальше попытается веселиться, танцевать. То есть не пустышка он. Оценивайте его, как угодно, но богатый душевный мир все равно. Знаешь или не знаешь насчет Протопопова — это сейчас мелочь, ерунда. Мы пытаемся все время дать оценку. Но ведь все-таки кто-то способен существовать таким образом, а кто-то нет. Хорошие или плохие, это от метода соцреализма, кто хороший, кто плохой. Надо разгадать, чем существуют в первом акте. Зима — это просто намеки. «Надоела зима», — скажет Маша. И сегодня эта попытка повеселиться.
Давыдов В.С. Ты сказал «байки». Он принес бумагу подписать, и жду, когда подпишет. Отдал и почему-то не ухожу. Жду, наверное. Как оправдать, что я ему вдруг рассказываю, чтобы не было вставным номером.
<…>
Ефремов О.Н. Он все время пытается найти свой мир. Значит, надо найти характер Ферапонта. У него такие определенные запоминания. Да, вот я пришел, это ясное дело, это служба. Если надо уйти, мне скажут, нет, вот сказывал приказчик, и что за этим. Или канат… все необычные вещи. И у него такого много. И ему, в том-то и дело, что не скучно, он все время в своем мире существует.
<…>


21 марта 1996 года
Кабинет О.Н. Ефремова

Шкаликов С.В. Я думаю, непонятно, что такое драматург Чехов. Конечно, предтеча абсурдизма. Но скажем, если, не открывая драматурга Чехова и человека Чехова… Зачем он вообще начал писать пьесы? Я слушаю его пьесу, но его персонажи звучат, как инструменты самодостаточные. Раневская приезжает из Парижа и ни с кем не состыковывается. И Андрей погружен в собственную музыку. И не случайно такие диалоги Андрея и Ферапонта, Фирса и Шарлотты, люди замкнуты на самих себе, не слышат друг друга. Или Чехов был таким, или поднялся над этим и показал. Недаром, комедиями их называли. <…> Он — певец одиночества, хотя четырнадцать персонажей в пьесе. В его пьесах поезд не сходит с рельс, а, в лучшем случае, опаздывает на два часа. <…> Я не могу назвать его не гуманистом, а человеком, который в силу своего ума заформулировал все. Человек в футляре — это Чехов сам…