Чеховские пьесы неотделимы от своего времени, от атмосферы жизни людей тех лет, от жизненного, бытового уклада и, если можно так сказать, от уклада нравственного и эмоционального. Когда репетируешь с сегодняшним актером, открывается огромная разница между тем, как ходим, говорим, ведем себя, чувствуем мы, и как все это делали герои Чехова, его современники, между миром их и наших чувств. Актеру, входящему в чеховский мир, надо не только исполниться духом, атмосферой жизни тех лет. Вместе с тем он не должен забывать, что Чехов — выше одной исторической эпохи, что писатель — меньше всего бытописатель; а что он, как небо от земли, далек от тех литераторов, у которых действуют либо ангелы с крыльями, либо черти с хвостами. Чехов писал о человеческом несовершенстве, но не показывал его в «химически» чистом виде. Его пьесы — это сама жизнь. Там герой борется не только с обстоятельствами, но и с самим собой. Люди сталкиваются не просто друг с другом, но и с общим течением жизни, роковым и неумолимым. И в результате у нас возникает чувство очищения, стремление сделать жизнь лучше.
Судьба наследия А.П. Чехова // Чеховские чтения в Ялте. М., 1976.