Top.Mail.Ru

Олег Николаевич Ефремов

Спектакли:

  • «Чайка» (1970, Московский театр «Современник»)
  • «Иванов» (1976, МХАТ СССР им. М. Горького)
  • «Чайка» (1980, МХАТ СССР им. М. Горького)
  • «Дядя Ваня» (1985, МХАТ СССР им. М. Горького)
  • «Вишневый сад» (1989, МХАТ СССР им. М. Горького)
  • «Вишневый сад» (1989, Театр «Афинеон», Афины, Греция)
  • «Иванов» (1990, МХАТ СССР имени А.П. Чехова). Капитальное возобновление.
  • «Иванов» (1990, Йельский репертуарный театр, Нью Хевен, США)
  • «Чайка» (1991, Художественный театр, Пекин, Китай)
  • «Три сестры» (1997, МХАТ имени А.П. Чехова)

Чеховские пьесы неотделимы от своего времени, от атмосферы жизни людей тех лет, от жизненного, бытового уклада и, если можно так сказать, от уклада нравственного и эмоционального. Когда репетируешь с сегодняшним актером, открывается огромная разница между тем, как ходим, говорим, ведем себя, чувствуем мы, и как все это делали герои Чехова, его современники, между миром их и наших чувств.                                Актеру, входящему в чеховский мир, надо не только исполниться духом, атмосферой жизни тех лет. Вместе с тем он не должен забывать, что Чехов — выше одной исторической эпохи, что писатель — меньше всего бытописатель; а что он, как небо от земли, далек от тех литераторов, у которых действуют либо ангелы с крыльями, либо черти с хвостами. Чехов писал о человеческом несовершенстве, но не показывал его в «химически» чистом виде. Его пьесы — это сама жизнь. Там герой борется не только с обстоятельствами, но и с самим собой. Люди сталкиваются не просто друг с другом, но и с общим течением жизни, роковым и неумолимым. И в результате у нас возникает чувство очищения, стремление сделать жизнь лучше.

Судьба наследия А.П. Чехова // Чеховские чтения в Ялте. М., 1976.